среда, 24 сентября 2014 г.

Столкновение атомной подводной лодки К-276 (СФ) с атомной подводной лодкой "Батон Руж" (ВМС США) 11 февраля 1992 года.



Российская атомная торпедная подводная лодка находилась в полигоне боевой подготовки вблизи полуострова Рыбачий, в территориальных водах России. Командовал субмариной капитан 2 ранга И. Локтев. Экипаж лодки сдавал вторую курсовую задачу (т.н. "Л-2") и подводная лодка следовала на глубине 22,8 метра. Американский атомоход выполнял задачи разведывательного характера и осуществлял слежение за своим русским "собратом", следуя на глубине около 15 метров. В процессе маневрирования акустики американской лодки потеряли контакт с "Сиеррой" и так как в районе находились пять рыболовных судов, шум винтов которых похож на шум винтов АПЛ, то командир "Батон Руж" решил в 20 часов 8 минут всплыть на перископную глубину и разобраться в обстановке. Российская лодка в этот момент оказалась ниже американской и в 20 часов 13 минут так же начала всплытие для проведения сеанса связи с берегом. Факт слежения за своим кораблем русскими гидроакустиками обнаружен не был и в 20 часов 16 минут произошло столкновение субмарин. При столкновении "Кострома" своей рубкой протаранила днище американского "филера". Лишь небольшая скорость русской лодки и малая глубина при всплытии позволили американской подводной лодке избежать гибели. На рубке "Костромы" остались следы столкновения, позволившие идентифицировать нарушителя территориальных вод. Пентагон был вынужден признать свою причастность к инциденту.

В результате столкновения "Кострома" повредила себе ограждение рубки и вскоре была отремонтирована. Пострадавших с нашей стороны нет. "Батон Руж" была окончательно выведена из строя. Один американский моряк погиб.

Хорошая однако вещь - титановый корпус. На данный момент на СФ - 4 таких корпуса: "Кострома", "Нижний Новгород", "Псков" и "Карп".

А вот что написали наши деятели, наши проффэссионалы по разбору данного происшествия:

Причины столкновения ПЛА СФ К - 276 С ПЛА "БАТОН РУЖ" ВМС США
1. Обьективные:

- нарушение иностранной ПЛА территориальных вод России

- неверная классификация шумов ПЛА из-за предположительного использования аппаратуры маскировки акустического поля под шум РТ (GNATS).

2. Недостатки в организации наблюдения:

- некачественный анализ информации на УОИ и самописце прибора 7А-1 ГАК МГК-500 (не выявлен факт наблюдения обьекта столкно¬вения - цель N-14 на минимальном удалении по соотношению С/П в различных частотных диапазонах)

- неоправданно большие (до 10 мин) пропуски в измерении пеленгов до цели, что не позволило использовать методы уточнения дистанции до цели по значению ВИП

- неграмотное использование активных и пассивных средств на курсе прослушивания кормовых курсовых углов, что привело к использованию всего времени лежания на этом курсе лишь на работу П/С эхопеленгования,а в режиме ШП горизонт остался фактически непрослушанным

-слабое руководство операторами ГАК со стороны командира ГАК, что привело к неполному анализу информации, ошибочной классификации цели.

3. Недостатки в деятельности расчета "ГКП-БИП-ШТУРМАН":

- бузрасчетное время прослкшивания горизонта на курсах 160 и 310 градусов,что привело к малому времени лежания на этих курсах и созданию неоптимальных условий для работы операторов ГАК;

- некачественное документирование обстановки и измеренных ПДЦ;

- отсутствие организации вторичной классификации целей;

- командир БЧ-7 свои обязанности по выдаче рекомендаций команди¬ру ПЛ на специальное маневрирование для уточнения КПДЦ в соответствии со ст.59 РРТС-1 не выполнил;

- опасность столкновения с малошумной, маневрирующей на малой дистанции целью, выявлена не была.
Как всегда виноваты наши расчеты ГКП-БИП-ШТУРМАН. И никого не волновали на тот момент технические возможности нашей акустики. Выводы конечно из аварии сделаны были. Но они были сделаны не в сторону улучшения качества наших технических средств наблюдения, а в сторону появления на свет кучи разных "инструкций" о том, что льзя и что нельзя, чтобы было лучше и чтобы вдруг опять не протаранить случайно наших "друзей" в наших терводах.

Основные данные АПЛ проекта "945"Барракуда", "Сиерра" класс:

Водоизмещение: 5300 т / 7100 т.
Главные размерения:
длина - 112,7 м
ширина - 11,2 м
осадка - 8,5 м
Вооружение :4 - 650 мм ТА 4 - 533 мм ТА
Скорость: 18/35 узл.
Экипаж: 60 чел., в т.ч. 31 офицер

Основные данные АПЛ "Батон Руж" (№ 689), типа "Лос-Анджелес":

Водоизмещение: 6000 т / 6527 т.
Главные размерения: длина - 109,7 м
ширина - 10,1 м
осадка - 9,89 м.
Вооружение: 4 - 533 мм ТА, ПКР "Гарпун".
Скорость: более 30 узлов подводная.
Экипаж: 133 чел.

Ниже - фото "Костромы" после столкновения





Комментариев нет:

Отправить комментарий