Иногда природа и обстоятельства в зимнем походе диктуют необходимость перевозить достаточно тяжелый груз или транспортировать пострадавшего. Для этой цели можно применить самодельные нарты-волокуши.
Наиболее простыми являются нарты, сооружаемые из лыж и подручных материалов. Основу нарт составляют лыжи пострадавшего. При этом не допускается использовать сломанные или временно отремонтированные лыжи. На верхнюю часть лыж укладывают подтесанные снизу жерди, толщина которых в комле равна ширине лыжи в носовой части (рис. 1, а). Толстый торец жерди подтесывают, подгоняя его к кривизне носка, и крепят веревкой, проволокой или гвоздем к концу лыжи. Для этого на носке лыжи по бокам и на жерди сверху делают достаточно глубокие направляющие вырезы, в. которые вводят гибкий скрепляющий элемент. Крепление слеги к носку лыжи показано на (рис. 1, б). Второе крепление продольной слеги нужно сделать у лыжного крепления (рис. 1, в), для чего в слеге делают верхний достаточно глубокий пропил. Затем лыжи ставят параллельно на расстоянии, равном ширине лыжи, но не ближе, чем на 40 см друг от друга (по осям лыж) для установки жесткой рамы.
Жесткость конструкции обеспечивается тремя поперечными отрезками жерди. Первый устанавливают на расстоянии 15 см от носка (рис. 1,г). В продольных и поперечных слегах делают одинаковые по ширине пазы, выбирая топором или ножом материал между пропилами, а сверху продольных слег накладывают поперечный отрезок. Первый отрезок необходимо дополнительно укрепить, связав его с продольной жердью, так как при транспортировке тяговое усилие и его вертикальная составляющая будут приложены именно к этому узлу. Второй поперечный отрезок устанавливают перед лыжным креплением, третий - в конце лыжи на расстоянии не ближе 10 см от торца слеги. Количество поперечин может быть увеличено. Соединения продольных и поперечных слег нужно закрепить клиньями. Концы поперечных слег должны несколько выступать за габариты нарт, чтобы за них можно было закрепить тяговую или страхующую от поперечного сползания или переворота веревки.
После сборки несущей рамы нужно проверить достаточность ее жесткости, для чего попытаться сдвинуть вперед одну лыжу относительно другой. Если при этом появляется перекос конструкции, следует ужесточить раму диагональными тягами. Тяги могут быть сделаны из тонких жердей с надежным креплением их сверху к продольным слегам, а также из веревки.
На подготовленную жесткую конструкцию нарт укладывают продольные тонкие жерди и лыжные палки пострадавшего и привязывают их к поперечным жердям (рис. 2). Этой завершающей операцией создается жесткое основание для укладки постели. При изготовлении нарт необходимо следить за тем, чтобы просвет между снегом и рамой не уменьшался введением дополнительных крепящих элементов; это позволит избежать торможения нарт рамой о снег.
На нарты укладывают палатку, а затем спальный мешок, в который помещают груз или пострадавшего; при необходимости его можно прикрепить к нартам. Для перемещения нарт по лыжне делают групповую упряжку. Количество одновременно тянущих участников зависит от состояния лыжни. Если снег глубокий и рыхлый, нужно организовать предварительное тропление. При траверсе склона одному участнику следует идти сбоку и страховать нарты от поперечного опрокидывания. Участник, идущий сзади, поправляет нарты на лыжне и дает при необходимости команду "стоп".
(Взято из Методических указаний по организации и проведению поисково-спасательных работ силами туристской группы)
Комментариев нет:
Отправить комментарий