суббота, 21 февраля 2015 г.

Землянка

Идея построить землянку родилась не сразу. Когда у меня появился участок, я подумала, что для освоения нужно какое-либо временное помещение. В качестве такового, я сначала предполагала поставить металлический гараж, но сложный рельеф участка и трудный проезд делали это практически невыполнимым.

И тогда мой приятель Виталич посоветовал мне землянку. В качестве инструкции он скачал из интернета файл с иллюстрациями, где было написано, как построить землянку. Идея мне понравилась тем, что на землянку нужно ничтожно мало стройматериалов, что делает её очень дешёвой в постройке, т.к. основной материал строения это земля.

Как только сошел снег, я бодро приступила к постройке, которая в основном заключалась в том, что мне надо было вынуть примерно 20 кубометров земли. По инструкции это должно было занять 100 человеко-часов, т.е. 1 человек проделывает эту работу за 100 часов. Я справилась за 50.

Наверное, военные не сильно себя утруждают, вводя такие нормативы. Вообще-то, в инструкции вариант был 4х6 метров, и я так и думала копать, но поскольку у меня участок на склоне, то объём вынимаемого грунта всё время возрастал, и когда задняя стенка землянки оказалась высотой в человеческий рост, я окончательно задолбалась копать и решила, что я не мотострелковый взвод, мне и 4х4 метра землянки хватит.

Поскольку участок был когда-то разбит на террасы, то вход в землянку я спланировала так, чтобы не надо было спускаться ниже уровня нижней террасы, т.е. уровень пола землянки и уровень нижней террасы совпадали. Таким образом, и вода в землянку не затекала.

Для удаления земли я сперва пользовалась подручными средствами вроде корыта с верёвкой или найденной на помойке обгоревшей в пожаре тачкой, но потом всё-таки пришлось раскошелиться на нормальную тачку, т.к. все предыдущие способы удаления земли были слишком мазохистичны. Вынутым грунтом я засыпала несколько ненужных мне ям. Трудно было перетаскать и стройматериалы, т.к. КамАЗ с досками на участок проехать не смог.

А вот непосредственно возведение крыши заняло у меня 1 день. Землянка планировалась классическая, двускатная. Для несущих конструкций был приобретён брус 100х100 мм. Несущие конструкции состояли из трёх столбов высотой 2,5 метра, потолочной балки и лаг, к которым прибивался накатник.

По инструкции (которая, кстати, ссылалась на армейское «Наставление по инженерному делу») расстояние между лагами было почти 3 метра при длине землянки 6 метров. У меня же длина землянки была 4 метра, а расстояние между лагами около 2-х метров. То есть, по идее, имелся ещё и запас прочности.

Однако, когда я засыпала крышу землёй, лаги и накатник довольно ощутимо прогнулись, и я, от греха подальше, подпёрла лаги изнутри брёвнами, а позже установила ещё и дополнительные лаги, из сколоченных по вдоль досок. Таким образом «шпация» оказалась равной 1 метру.

Гидроизоляция выполнена в основном из полиэтилена, т.к 2-х рулонов рубероида, которые мне подарили, мне не хватило, а таскать тяжеленный рубероид на себе с барахолки мне не хватило дури. Некоторые, правда, утверждают, что гидроизоляцию нужно делать именно из рубероида, но почему не поясняют.

Фасад зашила обрезками досок накатника, окно и дверь нашла на помойке. Окно – половинка обычного деревянного окна с форточкой, положенная на бок. Дверь - от квартиры, несколько укороченная, но зато с глазком и обитая дерматином. На окно сделала ставню, закрывающуюся изнутри. Изнутри фасад утеплила пенопластом на монтажной пене.

Печка сперва планировалась кирпичная, поскольку у меня на участке много кирпича от сгоревшего 10 лет назад строения, но потом мне подарили металлическую печку, и кирпичную я делать не стала. Забегая вперёд, скажу, что дрова она жрёт как паровоз, кирпичная была бы намного экономичнее. К тому же кирпичная может накапливать тепло и отдавать его, когда дрова уже прогорели, а железную надо топить непрерывно. Зато помещение прогревается очень быстро.

Осенью, когда похолодало, на внутренней поверхности наката стал выпадать конденсат, сильно повысилась влажность. Пришлось в срочном порядке делать вентиляционную шахту. Для этого я использовала алюминиевый гофрированный рукав, который присоединила к помещению под самым потолком, в самом верхнем углу комнаты под коньком крыши. Снаружи он торчал вверх на 2 метра и блестел, поэтому для снижения заметности я замаскировала его зелёными китайскими мешками. Но до конца победить влажность мне так и не удалось, и всё равно в дальних углах и на стыке кровли с задней стенкой конденсат остаётся.

Внутри я сделала стол и разборные нары, чтобы тусоваться там компанией. Это в дополнение к дивану, который я доставила туда ранее. Пол я застелила старым линолеумом, а стены обшила фольгированной подложкой под тёплые полы, рулон в 10 метров которой стоит всего 300 рублей. Таким образом, я создала внутри вполне комфортные условия для проживания.

Зимой я сделала открытие, что даже в 30-градусные морозы температура в землянке остаётся положительной, поскольку вода не замерзает, а это существенно облегчает условия жизни, поскольку нагреть помещение от -30 до +20 значительно труднее, чем от +4 (хотя термометра у меня нет, но я думаю, что там +4 градуса Цельсия – стандартная температура в погребе). Кстати, именно за счёт этого в землянке стало суше, влажность понизилась, т.к. разность температур создаёт тягу в вентиляционной трубе. При такой температуре (+4) можно ночевать даже без печки, если есть нормальный спальник.

В походах мне много раз приходилось ночевать и при более низких температурах, так что землянка в наших климатических условиях гораздо выгоднее, чем избушка. Сверху землянку накрывает снегом, и чем больше снега, тем внутри теплее. Остывает она очень медленно, утром, после того как печка прогорит, температура внутри вполне комфортная, и прогревается второй раз землянка уже быстрее.

Ещё одним полезным свойством землянки является её незаметность для противника, коим являются в основном бомжи, шастающие летом по дачам. Подтверждением тому служит тот факт, что меня этим летом ни разу не обокрали, тогда как к моим соседям залезли по несколько раз.

Землянку абсолютно не видно ни сверху, ни с боков, а проросшая на крыше за лето трава и кустарниковая растительность на участке, делают землянку просто невидимой. Увидеть её можно только с фасада, но для этого нужно зайти на участок. Таковы там условия рельефа местности да и на любой другой, я думаю, замаскировать землянку не проблема.

Зимой для снижения заметности я завесила фасад землянки укрывным материалом белого цвета, так что и среди сугробов её не видно.

Краткое резюме из всего выше сказанного, плюсы и минусы землянки:

Плюсы

1. Малая материалоёмкость (у меня ушло 1,37 кубометра древесины)
2. Дешевизна в постройке (следствие из пункта 1)
3. Незаметность для противника
4. Плюсовая температура зимой даже без печки, как следствие - лёгкость нагрева при топке
5. Возможность постройки даже в одиночку (не нужны фундамент, стены и т.д.) за один сезон
6. Легковосстанавливаемость (даже после пожара останется как минимум яма, а всё остальное возвести совсем не трудно)

Минусы

1. Довольно большой объём земляных работ (ну я очень задолбалась копать!)
2. Высокая влажность в холодное время года, т.к. вся влага конденсируется на внутренней стороне наката (хотя, если топить печь, то этого не будет, но тогда там надо постоянно жить)

Перечень материалов и их стоимость на момент постройки землянки

1. Брус 100х100мм 6м - 6 штук - 0,37 м3* 4800р/м3 = 1776 р
2. Доски 100х25мм 6м - 1 м3*4800р/м3 = 4800 р
3. Дверь 1 шт. - найдена на помойке
4. Окно 1 шт. - найдено на помойке
5. Печка 1 шт. - мне досталась бесплатно
6. Пенопласт для утепления - найден на помойке
7. Монтажная пена «Макрофлекс» 1 баллончик = 150 р
8. Гофрированный вентиляционный рукав 1шт = 119 р
9. Полиэтилен 30м2*40р/м = 1200 р

Итого по материалам: 1776+4800+150+119+1200=8045 рублей.

Здесь я не упоминаю такие вещи как гвозди, потому что просто не помню, сколько их у меня ушло, но поскольку их цена 50 р за килограмм, сумма всё равно не закритичная.

Конечно, эта землянка «эконом класса», т.е. внутренняя отделка осуществлялась чем придётся, а ведь можно же было и пол внутри досками выстелить, и стены досками обшить, но тогда и древесины надо было бы в 2 раза больше и, соответственно, стоимость бы возросла. А можно было бы, наоборот, пойти «природным» методом - строить целиком из природных материалов: пилить небольшие деревья в лесу и вообще ничего не покупать. Это кому как нравится и зависит от местных условий, но, в любом случае, даже в самом затратном - строительство землянки обходится во много раз дешевле, чем строительство тех же размеров и пригодного для проживания зимой домика.

Так что тем, кто сомневается, строить землянку или нет, я, человек уже имеющий такой опыт, рекомендую строить.
источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий