вторник, 28 апреля 2015 г.

Блюда из плодов вяза

Вяз – весьма обычное дерево на улицах городов и в природе. Он не такой приметный и запоминающийся, как берёза, клён, дуб или тополь, и большинство людей, проходя мимо, не обращает на него внимания. Но его трудно не заметить весной, в пору, когда большинство деревьев только начинают распускать листья.

Отцвёл он ранней весной, а теперь его ветви, от нижних до самой верхушки, густо покрылись нежной зеленью созревающих плодов.

Плоды эти – плоские округлые крылатки – скоро созреют, станут сухими и осыплются на землю, на радость птицам и к недовольству дворников. Семечко внутри плода богато маслом и белком. Пока плоды мягкие и нежные, их можно есть сырыми, срывая прямо с ветки (фото 2).

Они приятны на вкус, при пережёвывании наполняют рот сытной маслянисто-слизистой массой. Мой внук Вовка набивает карманы этими плодами, ест сам и угощает друзей во дворе.

То, что незрелые плоды вяза съедобны, я догадался и убедился давно. В Интернете я нашёл всего одно, переходящее из одной публикации в другую сообщение о том, что в Китае незрелые плоды вяза используются в салатах.

Я не считаю салат блюдом экстремальной кухни, потому что салат едят перед едой, для аппетита. Но подумав, понял, какой салат может быть полезен в трудные для желудка времена. Это в меру острый, сочный салат, который можно обильно добавить к пустому гарниру – отварным макаронам, картошке, рису, чтобы, не имея больше ничего, сделать блюдо вкусным.

Решено было сделать острый салат по мотивам корейской морковки. В большую миску я насыпал свежих, сегодня сорванных плодов .

Плоды слегка посолил, добавил немного сахара, плеснул чуток уксуса и стал тщательно мять-перетирать-жамкать руками. Заодно - выбирать случайно попавшие туда мелкие веточки. Через несколько минут плоды размякли и пустили сок. В объёме масса многократно уменьшилась .

Чтобы не утруждать читателя описанием добавленных приправ, я взял готовую смесь пряностей для корейской морковки. Хотя при желании можно было добавить молотый кориандр, чёрный и красный перец, молотую гвоздику и ещё чего-нибудь. Смесь всыпал в салат и ещё раз тщательно перемешал.

Попробовав и убедившись, что блюдо стало немного острее, чем хотелось бы, добавил немного растительного масла, в котором поджарил мелко нарезанную луковку. Масло резко снижает остроту блюда, поэтому добавлять его надо очень умеренно. При оптимальном количестве масла наблюдается эффект «двойного вкуса». Сперва салат кажется совсем не острым, ощущается вся гамма вкусов и ароматов, и лишь через пять-десять секунд доходит острота блюда.

Салат у меня удался, Вовка с удовольствием его попробовал, но острота ему не понравилась . Салат я убрал в холодильник, самым вкусным он станет завтра, когда настоится. Назавтра я его доел с макаронами. Вкусно!

Следующим блюдом, которое я решил приготовить, стал суп. Его я принципиально решил приготовить предельно простым, экстремально примитивным, чтобы убедиться в том, что в голодное время его можно сварить, имея минимум продуктов.

В литр воды засыпал с верхом свежих плодов, довёл до кипения и поварил минут 15 до полного размягчения плодов. Покрошил пару картофелин и продолжил варить до готовности картошки. Потом всыпал три пакетика приправ из супа быстрого приготовления, несколько капель масла оттуда же. Готово!

Супчик получился вполне пристойным. Для голодного времени. Понимаю, что любая хозяйка могла бы сварить из плодов вяза, заменив ими капусту, вкусный борщ или щи, использовав прочие продукты, но у меня, повторяю, задача была немного другая.

И, наконец, котлеты. Их, как и суп, я решил приготовить предельно простыми. Плоды пропустил через мясорубку с крупной решёткой. Фарша получилось немного (фото 7). Добавил по вкусу соль, хмели-сунели, смесь перцев (разумеется, молотую), немного муки для связки, тщательно перемешал и слепил четыре котлеты. Обжарил их с обеих сторон . Жарил на умеренном огне, чтобы котлеты прожарились до середины.

Первым пробовал Вовка. В восторге он не был, видимо ожидая, что котлеты не только видом, но и вкусом будут напоминать мясные . На мой вкус, котлеты получились вполне вкусными и питательными. Они не должны заменить мясные, их назначение – вкусно и сытно накормить бесплатным продуктом, когда другого нет.

Котлеты получились бы вкуснее, если бы в фарш я прокрутил луковицу или если добавил бы к фаршу кислого молока и загустил мукой. Если при этом сделать фарш пожиже, то можно приготовить вкусные зелёные оладьи.

Прокрученные через мясорубку плоды вяза с добавлением лука, петрушки и укропа могут стать неплохой начинкой для пирожков или чебуреков. Подобное я описывал в недавней публикации.

Сезон незрелых плодов вяза короткий – несколько дней в году. Поэтому надо научиться заготавливать их впрок.

Комментариев нет:

Отправить комментарий