пятница, 1 мая 2015 г.

Ведь нам без связи - ни вверх, ни вниз. Простейшая радиофикация автомобиля



Хорошая штука — автомобильная рация.
Возможность послушать, о чем же говорит трасса — это и сведения о проходном ряду в пробке, и предупреждение о ДТП или неадекватном водителе, и способ узнать из первых рук дорожную ситуацию за несколько километров, и возможность координировать действия, если едешь куда-то несколькими машинами. Короче, полезно и нужно.

В то же время, задавшись вопросом установки рации на свой автомобиль, понял я, что, как говорится, не все так однозначно. Если саму радиостанцию можно купить без проблем (были бы деньги), то правильно подобрать и поставить антенну — целая наука. Самой неприятной новостью, по крайней мере, для меня, был тот факт, что обычная Си-Бишная антенна по сути является лишь половинкой антенны и рассчитана на плотный контакт с кузовом автомобиля, который работает для нее «противовесом».

Затык в том, что на моем автомобиле нет штатной внешней антенны (она наклеена на лобовом стекле). Нет и места под нее. Даже возможности установить антенну на бампер или на петли задней двери, как делали у старых внедорожников, тоже нет. Иными словами, для достижения хороших результатов предлагалось делать в крыше автомобиля дырку — иначе, мол, связи не будет.

По поводу дырки в крыше мы все были солидарны: мой рассудок, моя жена и моя жаба). Нет — и точка. Курочить машину ради возможности даже самой дальней связи не будем.

Был найден вариант установки кронштейна для антенны под рейлинг, но опять же — рисковать герметичностью крыши ради рации не хотелось категорически.

Взвесив все доводы, стало понятно, что надо идти на компромисс. И первое, о чем подумалось, это — а нужна ли мне, собственно, возможность передачи? На дороге я не один. В наш век доступных раций они есть практически на каждом «дальнобойном» грузовике. Так неужели они все промолчат в сложной ситуации?

Таким образом, определились условия для компромиссного решения:
а) Обеспечить сначала только возможность приема Си-Бишных разговоров;
б) Никаких необратимых действий: антенна и рация должны иметь возможность полного демонтажа без последствий для автомобиля.

Следует отметить, что мы с женой давно используем для связи (между собой и с друзьями) пару отличных карманных раций Yaesu VX-6.



Которые могут слушать Си-Бишный диапазон — правда, передавать в нем не могут. Возможность эта с «родной» коротенькой антенной была сразу проверена на трассе, и, честно сказать, стремилась к нулю: рация только потрескивала, принимая в исключительных случаях те машины, которые просто шли рядом.
И все-таки покупка автомобильной радиостанции была отложена: первоначальная возможность проверки «большой» антенны имелась.

Надо сказать, что Си-Бишная антенна в идеале должна иметь длину 1/4 волны (2,75 м). Очевидно, такую удочку на крыше возить невозможно. В результате была выбрана укороченная согласованная штыревая антенна максимальной возможной длины (1,965 м) по имени Sirio Performer 5000 за 2,5 тыс рублей (сейчас стоит чуть больше 3 тыс). Основанием для приобретения именно ее был совет продавца в магазине, и дальнейшая проверка подтвердила: эта антенна одна из самых хороших в данном ценовом диапазоне. Весит антенна 650г и состоит из двух разъемных частей: основания и собственно антенны.

Вариантов установки практически и не было: только на рейлинг. Для этого был куплен зажим, предназначенный для установки антенн на зеркало грузовика, и 4 более длинных болта. Под зажим подложен свернутый черный полиэтилен.



Контакта с корпусом антенна, таким образом, не имеет никакого.

Провод от антенны пропущен по уплотнителю задней двери.


И далее идет под ковриком к передним сиденьям, где заканчивается разъемом. Разъем «широкий», поэтому для присоединения а «узкому» антенному разъему рации куплен переходник. Когда не используется, кабель просто лежит справа от сиденья (на картике я его специально вытащил в подстаканник).


Обычно антенна, разумеется, снята, на крыше только основание. Устанавливается антенна очень просто, на винте с изогнутой ручкой.


Потом у выключенной рации отвинчиваю антенну

Привинчиваю кабель с переходником — и можно включать. На первом запомненном канале у меня рабочая частота обмена между рациями, а на втором — знаменитая 27.135. Вот, как только подсоединил — тут же какой-то дальнобойщик с МКАДа стал спрашивать у коллег, где ему свернуть на Нижний.

С автомобильной антенной дальность приема рации — около трех — пяти км в зависимости от местности, вероятно, и от прочих погодных условий. Проверено простым путем: в пробке грузовики, проезжающие голову пробки, часто довольно подробно рассказывают об этом. Соответственно, зная, где голова пробки и где ты сам сейчас, можно определить дальность приема.

Подсоединенная к антенне рация стоит в подстаканнике, регулировать громкость вполне удобно.

А это нужно, поскольку все передачи, которые происходят на расстоянии большем, чем дальность приема, воспроизводятся рацией как периодические шумы, такое «бурчание». Когда рация не нужна, этот шум, честно говоря, раздражает.

Выводы.

Автомобильную антенну в данной конфигурации с карманной радиостанцией Yaesu использую уже больше года. Предположение о том, что работа на передачу вовсе необязательна, подтвердилась полностью: вся необходимая информация кем-то спрашивается, самому просить нет никакой нужды.

Связь с другими машинами, если едем не в одиночку, можно поддерживать в разрешенных диапазонах второй рацией.

Собранная совершенно «неправильно», антенна тем не менее дает вполне комфортный прием, обеспечивающий получение необходимой информации.

Чувствительности карманной рации для этого достаточно, а заряда в таком режиме хватает на пять-шесть-восемь-десять часов дороги — и еще остается. Фактически, еще ни разу не было, чтоб рация разрядилась до конца маршрута.

Использование такого «Си-Би-приемника» оказалось настолько достаточным, что за год купить полноценную рацию я так и не собрался). При этом мотался и по Подмосковью, и за 700км в Питер.

Всем автомобилистам  — ни гвоздя, ни жезла!)

Комментариев нет:

Отправить комментарий