понедельник, 18 мая 2015 г.

Механические и самоблокирующиеся спусковые устройства

Мне хочется  подробнее осветить вопрос, связанный со страховочно-спусковыми устройствами, так как их на рынке великое множество и многие начинающие туристы-«самоучки» и просто те люди, которые задумываются о своей эвакуации из квартиры в случае БП, стоят перед выбором «а что же взять?».
Страховочно-спусковые устройства, представленные на рынке, можно подразделить на 2 вида: механические и самоблокирующиеся (полуавтоматические).

Механические спусковые устройства
К таким спусковым устройствам относят «восьмёрку» с её многочисленными вариантами, «лепесток», шайбу Штихта с её развитиями, решётку и другие. Действуют за счет создаваемого дополнительного трения между веревкой и устройством. Скорость спуска регулируется усилием спускающегося (либо спускающего), прилагаемым к свободному концу верёвки. Т.е. чем сильнее сжата верёвка, тем медленнее спуск.

Слева сверху по часовой стрелке: восьмерка, лепесток, решетка, шайба Штихта

К плюсу данных устройств можно отнести их простоту. В них почти нет подвижных механизмов (за исключением решетки, некоторые звенья которой раскрываются для заправки верёвки), из-за этого их возможность заклинивания гораздо меньше, чем у полуавтоматов. Т.е. они не придирчивы к грязи, к качеству оплётки, к обледенению и т.д. К тому же в большинстве случаев у них широкий диапазон использования верёвок. К примеру, если полуавтомат «Гри-Гри 2» работает в диапазоне 2,1 мм (с 8.9 до 11, а у первой модификации диапазон был вообще равен 1 миллиметру), то модифицированная «восьмерка» Pirana от той же компании Petzl работает с верёвками от 8 до 13 миллиметров.

Также большинство механических спусковых устройств можно использовать для спуска по сдвоенной верёвке (исключение — «Лепесток»). Такой способ часто используется в тех случаях, когда необходимо после спуска сдёргивать верёвку. В частности, для этого специально приспособлены устройства типа шайбы Штихта («Корзинка» от Vento, Verso и Reverso от компании Petzl и др.)

Ещё один положительный момент — это то, что при спуске в основном задействована только одна рука, левая или правая. Вторая рука остаётся свободной и может использоваться как третья точка опоры или для удержания оружия. Но я надеюсь, что тут никто штурмовать здания не пойдет

Ну и хочется отметить, естественно, малые размеры и вес механических спусковых устройств (исключая «решётку»). Современная «механика» весит около 100 грамм и займёт немного места в вашем ТЧ.

Теперь о минусах. Первый и самый важный — их потенциальная опасность. Если полуавтоматы вам простят то, что вы в случае паники отпустили верёвку, то механика, которая только за счёт усилия вашей руки и работает — ни за что. Если не уверены в себе, используйте самостраховку. Это либо зажимы типа Shunt, либо схватывающие узлы (об одном из них, Бахмана, я писал в предыдущей статье), закрепленные на свободном конце ниже спускового устройства. Стоит обязательно обратить внимание на длину самостраховки: слишком длинный прусик не сможет сработать из-за того, что узел быстрее «улетит» в устройство, нежели сработает и остановит вас на веревке. Либо стоит закреплять самостраховку выше СУ, чтобы при срыве повиснуть на ней. Как производная от этого недостатка — сложности при остановке во время спуска. На некоторых устройствах предусмотрены специальные выступы («рогатые восьмёрки», например), а на остальных приходится постоянно вязать узлы для блокировки.

Второй минус — узкая функциональность. Любую механику можно использовать для дюльфера и почти любую (опять же за исключением «решётки») для организации верхней, нижней, стационарной страховки. И это всё. Диапазон функционала полуавтоматов несколько шире.

Самоблокирующиеся спусковые устройства

Таких спусковых устройств представлено достаточно много на рынке, но самыми известными считаются Gri-Gri и другие устройства, использующие в своей основе поворотный эксцентрик (Petzl Rig, I'D, Edelrid Eddy / CAMP Axel), устройство Petzl Stop и множество других аналогичных ему по своей сути устройств («Десантеры» производства стран СНГ, спусковые устройства Indy и др.).

Первое их преимущество в том, что они блокируются самостоятельно, как только ты отпускаешь ручку. Это позволяет зависать без дополнительных узлов (хотя, например, в инструкции к Гри-Гри требуют вязания блокирующего узла). Данные устройства не крутят верёвку, что облегчает организацию дюльфера для группы (не надо распутывать «барашков»).

Некоторые из устройств (в частности, Edelrid Eddy и Petzl I'D) имеют систему «анти-паник», которая блокирует верёвку при сильном нажатии на ручку (такое случае, когда человек при нештатной ситуации инстинктивно сжимает руки), что так же повышает безопасность.


Диапазон использования самоблокирующих устройств шире, чем механических. Помимо спуска и страховки их можно использовать вместо одного зажима при подъёме, при натягивании полиспастов. Это будет не так комфортно, как с зажимом, однако в критической ситуации всё же лучше, чем ничего.

Теперь можно перейти к недостаткам самоблокирующихся устройств. Во-первых, большая часть их них не приспособлена для спуска на сдвоенных верёвках. Организация дюльфера с последующим сдёргиванием верёвки производится иначе, чем на «механике».

Во-вторых, данные устройства более придирчивы к качеству верёвок, имеют меньший диапазон использования верёвок (во многом не более 2 мм). Есть пара случаев из личного опыта: у самого запачканная слегка грязью веревка еле проходила через «Десантер», а друг целый час ждал спасателей, когда его «Десантер» заклинил на повреждённой оплетке.

В-третьих, у данных устройств вес и размеры больше, чем у «механики». Средний вес около 350-400 грамм.

Как видно, во многом плюсы одних устройств пересекаются с минусами других. Так что приходится самостоятельно решать, что же нужно лично Вам: если вам нужно лёгкое и неприхотливое устройство, то выбор за механикой, если более безопасное и функциональное, то за самоблокирующимися.
источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий