Туристические палатки - палатки предназначенные для походов либо отдыха на природе с умеренной степенью комфорта.
Благодаря своему малому весу и размеру допускают транспортировку в рюкзаке (сумке, руках и т.п.). В отличие от кемпинговых, имеют меньшую высоту потолка, позволяющую находиться внутри только сидя или лежа.
Итак, определившись, на сколько человек вам нужна палатка и с тем, что ее предстоит носить на собственных плечах, а не везти в машине, можно двигаться дальше.
Вес
Первое на что стоит обратить внимание, рассматривая любую туристическую палатку - это ее вес. Все прочие характеристики и удобства сразу воспринимаются несколько иначе, когда выясняется, что ради них придется нести дополнительные кг.
В описании палатки обычно приводятся две цифры: ее минимальный (min) и полный (max) вес. Минимальный вес – это только сама палатка, без колышков, ремнабора, упаковочных чехлов и прочего. Нас интересует именно полный вес, иногда из скромности указываемый производителями в скобках. Именно его мы понесем у себя в рюкзаке.
Что такое легкая и что такое тяжелая палатка. За счет появления более совершенных материалов современные палатки постепенно становятся легче и легче. На интернет-форумах нередко можно встретить мнения, что легкая палатка – та, где на одного человека приходится менее 1 или 1,5 килограмм. На самом деле все немного сложнее. Вес палатки растет с увеличением ее человековместимости не линейно. Так, пятиместная палатка, при прочих равных, в пересчете на одного обитателя всегда будет весить меньше, чем двухместная. Так что лучше ориентироваться на следующую экспериментально выведенную таблицу: см фото
Палатки, чей вес значительно меньше указанного, относятся к классу UltraLight (сверхлегких). О них мы поговорим отдельно. Но сразу скажу, что, если сейчас вы подбираете свою первую палатку, то лучше остановить свой выбор все-таки на палатках среднего веса (как в таблице). В них заложен достаточный запас прочности, и не требуется столь бережного отношения как, с UltraLight снаряжением. Например, 2х местная палатка весом 3,2 кг будет отличным
выбором, и можно сказать, что она достаточно легкая.
Почему палатка может оказаться более тяжелой? Как правило, это связано с большим размером ее тамбуров, требующих дополнительной ткани и поддерживающих их дуг. Но, чаще всего, это все-таки следствие использования дешевых и, соответственно, достаточно тяжелых материалов.
Входы
Если в палатке люди лежат вдоль, то вход вполне может быть только один . Так каждый входит / выходит или собирает свои вещи особо не мешая остальным. А вот если спальные места расположены поперек, то желательно иметь два входа . Это заметно ускоряет процесс утренних сборов и сонного вылезания из палатки. Последнему лежащему у стены не надо будет каждый раз дожидаться, пока все его соседи оденутся, обуются и вылезут наружу.
С количеством входов есть и еще один тонкий момент. Если вы путешествуете в южных краях, где типичны теплые душные ночи (например, в низовьях Волги или в Крыму), или просто иногда позволяете себе поваляться в палатке после обеда, то два входа оказываются очень кстати . Будучи открыты, они позволяют палатке продуваться насквозь и гораздо лучше выводят из нее нагретый воздух, чем делают нахождение внутри куда приятнее.
Входы внутренней палатки часто снабжаются «двойными дверями» . Одна из такой же ткани, что и стенки, на время когда прохладно. А вторая - из москитной сетки, которую можно оставить на случай жары, чтобы, в то же время, не быть съеденным комарами. В средней полосе это не имеет особого значения, но в таежной местности сетка должна быть очень мелкой, с ячейкой менее 0,5 мм, чтобы не пролезал гнус. Иначе держись…
Для чего вообще в туристической палатке нужен тамбур:
1) Снимать и оставлять там свои ботинки (а в случае дождя и прочую мокрую одежду). Чтобы не лезть с ними во внутреннюю палатку, где царят априорные чистота и сухость.
2) Хранить в нем основную массу своих вещей: рюкзаки, продукты, котелки, пилы / топоры и прочее, чему негоже лежать ночью на улице по причине дождя или потенциального воровства .
3) В случае непогоды приготовить завтрак на газовой горелке, не вылезая из своего спальника. Когда холодно или идет дождь - это очень приятая опция . Только надо обязательно приоткрывать вход и вентиляцию, чтобы ненароком не угореть.
По размеру тамбуры могут быть самыми разными: от тридцати сантиметрового , в котором можно оставить только пару ботинок, до просторных полутора-двух метровых . К тамбуру, также как и к жилой части палатки, применим термин «обитаемость». Если его потолок сильно скошен, то, несмотря на обширные размеры, находиться в нем или стягивать с себя намокшую куртку весьма неудобно. Поэтому для повышения обитаемости тамбуров в конструкцию палаток часто включают дополнительные дуги.
Всегда велик соблазн взять себе палатку с тамбурами побольше. Комфорта, как известно, много не бывает. Но желательно все же объективно оценивать для чего они будут использоваться. Например, для хранения велосипедов или большого количества снаряжения в неспокойном в плане «заимствования» чужих вещей регионе. Тогда понимаешь, что дополнительные 0,5 – 1 кг за плечами - это необходимая дань обстоятельствам. В большинстве же случаев вполне достаточно одного или двух тамбуров среднего размера 70-100 см . А порой можно поступить и более хитро – взять на двоих легкую трехместную палатку практически без тамбуров и комфортно разместить свои пожитки на пустующем месте. При этом, если что, всегда будет резерв под то, чтобы поселить с собой еще одного товарища.
Материалы
Материалы, из которых делаются палатки - это отдельная огромная тема, и об этом можно говорить очень долго. Так что тут мы сознательно коснемся лишь нескольких наиболее принципиальных моментов. Того, что наиболее важно с точки зрения обычного пользователя, выбирающего себе палатку.
Палаточные каркасы делают из фибергласа (стеклопластика, ) – значительно более дешевые, или алюминия - более дорогие, но и более легкие, надежные. В палатках среднего и высокого уровня почти всегда будут стоять высокотехнологичные алюминиевые дуги. В дешевых - преимущественно стеклопластиковые. В принципе, при использовании в обычных спокойных походах, в фибергласовых дугах какого-то большого греха нет. Просто надо понимать, что такая палатка будут заметно тяжелее, чем ее собрат с алюминиевыми дугами, и ориентирована только на мягкие условия эксплуатации. Главное, куда не стоит брать стеклопластик - это горы, где материал быстро деградирует под воздействием жесткого ультрафиолетового излучения и начинает ломаться, что доставляет кучу неприятностей. Зимой на морозе он также более склонен к поломкам.
Ткани. Брезент, как материал для туристических палаток безвозвратно канул в прошлое. Тент и дно современных палаток делается из синтетической ткани (полиэстер или нейлон), на которую нанесена полиуретановая пропитка (PU). Чем больше слоев пропитки, тем прочнее ткань и тем лучше она держит воду. В названии материала при этом будут присутствовать буквы PU и значение водостойкости в миллиметрах.
По поводу значения водостойкости переломано немало копий. Одно время среди туристов оно считалось, чуть ли не одним из главных критериев выбора палатки. Ведь чем оно выше, тем гарантированнее ты и твои вещи будут в сухости. 10 000mm и тебе ничего не грозит даже под потоками тропического ливня. Но это в теории. На практике же все производители меряют это значение по-своему. Кто-то указывает цифру для ткани только что вышедшей с завода, кто-то более объективное значение – результаты тестов спустя год эксплуатации палатки. Кроме того большое значение имеет, как все это пошито, удачно ли сделана выкройка, качественно ли обработаны швы и так далее. Так что сравнивать по этому параметру изделия разных марок или «разоблачить» кого-то в реальности достаточно сложно. Да и текущая палатка, для любого мало-мальски вменяемого производителя, это сейчас что-то из ряда вон выходящее. Наподобие текущего зонта - откровенный брак и халтура. Этим сейчас грешат только совсем дешевые некачественные вещи. Часто пользователи за протекание палатки принимают капли конденсата на внутренней стороне тента, но это совершенно другое физическое явление.
Единственное, что можно реально проверить у вызывающей сомнения палатки, это проклеены ли у нее швы . Если нет, то от нее лучше отказаться. При затяжном дожде сквозь такую строчку постепенно будет просачиваться вода . И чем старше будет становиться палатка, чем больше будет растягиваться ткань, тем сильнее будет течь.
В облегченных палатках последние годы активно используется ткань не с традиционной полиуретановой (PU), а с силиконовой пропиткой (Silicone или Si) - . Это значительно более легкий материал. Например, модификация такой же двухместной палатки с тентом из «силиконки» может весить не 3 кг, а 2,3 кг. Кроме того, ткань пропитанная силиконом, за счет того, что нити не склеены между собой, а могут свободно двигаться и распределять нагрузку, обладает большей прочностью на разрыв. Но в тоже время она заметно дороже и требует более сложной технологии пошива, так что применяется не так часто. В основном в UltraLight и экстремальных сериях палаток.
В дешевых палатках дно часто делается, наоборот, не из ткани, а из армированного полиэтилена («терпаулин», внешне похож на материал сумки продавца-челночника ). Он вполне имеет право на существование в простых походах или отдыхе на природе. Но надо учитывать, что такой материал значительно тяжелее ткани и жестче, за счет чего палатка в свернутом виде получается более объемной. При частой сборке-разборке, особенно на холоде, на сгибах могут постепенно образовываться заломы, пропускающие воду.
Виды туристических палаток
В первую очередь, это обыкновенные туристические палатки (их еще иногда называют «трекинговыми», от английского trakking - поход, ). Предназначены для пеших, велосипедных, водных или простейших горных походов. Они же лучше всего подходят для обычного отдыха на природе: пикников, рыбалки, выездов на речку и пр. Самый массовый вид - около 80% ассортимента любого магазина.
Экстремальные (горные, ) палатки. Делаются в расчете на жесткие условия высокогорья и приполярных широт. В первую очередь это более низкие температуры и сильные ветра, которых обычные палатки чаще всего просто не выдерживают и ломаются. Соответственно, это более толстые ткани, прочный каркас с избыточным количеством дуг и тестирование моделей в условиях сложных экспедиций. Естественно, такие палатки, несмотря на самые передовые технологии, получаются несколько тяжелее обычных. Подробнее см. раздел по экстремальным палаткам.
UltraLight (сверхлегкие, ) палатки. Хотите чтобы ваша палатка весила не 3 кг, а, например, 1,8 кг – нет проблем. Облеченные серии палаток сейчас есть у многих прогрессивных производителей. Тонкий изящный каркас, легкая силиконизированная ткань, плюс кропотливое аккуратное изготовление. Ходить с таким одно удовольствие. Стоит это счастье обычно подороже обычной палатки и, естественно, требует к себе более бережного отношения. Подробнее см. раздел по UltraLight палаткам.
Сезонность палаток
Достаточно часто производители указывают климатические условия, в расчете на которые проектировалась то или иное их изделие. При этом в описании можно увидеть слова: «летняя», «трехсезонная» (весна-лето-осень) или «четырехсезонная» (зимняя, экстремальная). Эта информация может быть весьма полезна, но ее необходимо правильно понимать и интерпретировать.
Главное отличие палаток разной сезонности в том, насколько хорошо их внутренне пространство защищено от задувающего снаружи ветра. В летних моделях внутренняя палатка, как правило, делается из ажурной сетки, обеспечивающей хорошую вентиляцию в жаркую, душную погоду . В трехсезонных и зимних моделях вместо сетки используется боле плотная ткань, несколько уменьшающая циркуляцию воздуха и поддувание извне . Помимо этого, многие четырехсезонные модели также оснащается штормовыми юбками, привалив которые снегом или камнями можно практически полностью исключить задувание ветра.
Но необходимо помнить, что с точки зрения непосредственной теплоизоляции зимняя (четырехсезонная) палатка не сильно теплее летней. И это понятно, поскольку конструктивно, это все те же два слоя ткани, отделяющие нас от царящего на улице холода. Так что, в морозные ночи все необходимое утепление должно обеспечиваться хорошим толстым спальником.
Мелочи
Палатка достаточно часто снабжается всевозможными вспомогательными мелочами типа кармашков на стенах или полочек под потолком . Не то чтобы это строго обязательно и необходимо, но достаточно удобно в походном быту.
А вот ремнабор должен обязательно входить в комплект любой палатки. Он может годами незаметно лежать в мешочке с колышками, но случись что, с его помощью можно починить весьма серьезные поломки, которые в ином случае могут привести к срыву путешествия.
Цены
Диапазон цен на палатки достаточно широк. Например, двухместная может стоить и 2 000р, и 20 000р. И дело не в том, что какой-то производитель очень жадный, а кто-то чуть ли не приплачивает нам из своего кармана. Цена палатки, как правило, хорошо отражает ее качество и технический уровень, на котором она сделана.
Конструкция дорогой топовой палатки разрабатывается годами, экспериментируя, подбираются правильные материалы, продумываются нюансы сборки, вентиляции, используются сложные технологические процессы пошива и герметизации. В результате получается очень качественная, легкая и надежная вещь. С ней не страшно ехать в длительную экспедицию, вдаль от цивилизации, где начни что ломаться, и можно серьезно влипнуть.
В то же время ее китайский собрат из Ашана - это, как правило, копия какой-нибудь известной модели, но значительно упрощенная. Простенькие молнии, фурнитура из дешевого, не очень надежного пластика,
ткань не та, которую тщательно подбирал при проектировании создатель, а та, которая вписывается в жесткие ограничения бюджета, максимально дешевый каркас. Такая палатка тоже может иметь право на существование, особенно где-нибудь в простом двухдневном выезде на природу. Но, естественно, надо быть готовым к «сюрпризам», и не ждать от нее чудес типа малого веса и долгих лет службы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий