Об одной из форм проявление силы воли следует поговорить особо.
Речь идет об умении переносить, терпеть боль. Боль - физическое страдание, которое мы чувствуем и осознаем. Она является сугубо индивидуальным свойством.
Многие народы через религию, обычаи издревле воспитывали у будущих воинов терпимость к боли. Причиняя ее, справляли некоторые обряды. Например, обряд посвящения юношей в мужчины. У некоторых народов он сопровождался болезненными манипуляциями на половом члене. Будущий мужчина должен был стойко переносить боль.
И в наши дни можно наблюдать иногда состязательность в демонстрации своей «силы воли» среди подростков. Она заключается в прижигании кожи спичками или сигаретами. При этом стараются оставаться внешне спокойными. Глупая, конечно, состязательность. Но обрати внимание на суть: верят, что через преодоление боли можно приобщиться к мужеству и смелости.
В данном примере «сила воли» взята в кавычки потому, что такое действие нельзя отнести к полезным. Более того, оно - глупость. Следовательно, нужна сила воли отказаться от нее. Неумение реально оценивать обстоятельства и отказываться от ошибок - упрямство. Вспомни, что упрямство - слабость воли.
Во время боя некоторые не замечают легких ранений. Даже с тяжелыми ранениями иногда остаются в строю. Боль «подогревает» злость и решительность. Но такие же ранения в нейтральной не боевой обстановке люди переносят значительно хуже. Почему? Потому, что пока сознательная деятельность мозга полностью сосредоточена на чем-либо более важном, боль не воспринимается в полном объеме. Но стоит только на эту боль обратить свое внимание, как мозг сразу же начнет переживать, ярко воспринимать эту боль. Максимальное переживание (страдание) бывает в том случае, когда боль ожидают со страхом.
Страх перед болью усиливает саму боль. Боль может уменьшаться, если внимание будет сосредоточено на другом сильном переживании, например, злости и ярости. На уровень боли влияет также врожденная степень чувствительность.
В месте травмы возникает болевой импульс. Этот импульс передается по чувствительным нервам в головной мозг. Нервы не поддаются сознательному влиянию. Какое «количество» боли получено, такое и будет доставлено в мозг. Уже от состояния нашей психики будет зависеть уровень переживания боли.
Закодировать себя от абсолютной восприимчивости к боли невозможно, хотя во время аутотренинга реально достичь «одеревенелости» конечностей с утратой всякой чувствительности. Но в бою с такими конечностями делать нечего. А оставить от «одеревенелости» только болевую невосприимчивость невозможно.
Не существует гарантии от боли в бою. Правда, азарт боя может уменьшить страдания, но тяжелые травмы все равно сопровождаются сильной болью. От такой травмы человек невольно замирает, щадит поврежденное место, стонет, морщится, кричит, занимает вынужденное (облегчающее) положение и т.д. Могут появиться слезы.
Слезы - реакция на боль рефлекторного характера. Например, многие лицевые травмы сопровождаются слезами. Слезы, которые не сопровождаются плачем, принято называть «сухими» или «скупыми». Таких слез не надо стесняться и придавать им пристальное внимание. Как правило, они очень кратковременны. Другое дело слезы, сопровождаемые плачем. Плач является следствием не степени болевой травмы, а переживанием обстоятельств ее получения. Если боль сопровождается обидой, досадой, беспомощностью, жалостью, безысходностью, то плач вполне реален и обоснован.
Как следует из вышеизложенного, боль внешне может проявиться в общей двигательной активности, беспокойстве (или замирании в вынужденной позе), соответствующей мимике и плачем. Эти проявления очень способствуют повышению агрессивности со стороны противника. Вид мучимого болью врага придают его сопернику больше надежды, смелости, решительности. Об этом хорошо знают спортсмены силовых единоборств. Недаром они стараются максимально скрыть боль, скорее принять исходную позицию, продемонстрировать готовность продолжать схватку.
Необходимо научиться переносить болевые ощущения, что достигается только волевым усилием. Твоя задача не только терпеть боль, но и научиться тщательно маскировать ее от противника. Сосредоточиваясь на действиях маскировки, невольно отвлекаешься от переживания боли, уменьшаешь ее степень. Такая маскировка заключается в: принятии, по возможности, исходной боевой позы; маскообразности; успокаивающем дыхании. На фоне такой внешней маскировки происходит овладение собой - самообладание.
Для тренировки болевого терпения не надо, конечно, специально причинять себе боль или ждать боя. В жизни всегда достаточно случаев, когда приходится испытывать боль. Особенно часто такая возможность появляется при отработке болевых приемов и тренировочных контактных боев. Важно всегда помнить об этом и не упускать такого случая. Правда, такая тренировка допустима только к тем травмам, которые не требуют медицинского вмешательства.
Н.А. Макаров, Г.В. Антонов «Психологическая самоподготовка к рукопашному бою»
источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий