До прошлого года я ничего не знала о русских печах. Я их, конечно, видела много раз, и даже грелась на них, и даже пробовала топить, но об их устройстве не знала ни-че-го. Поэтому, когда хорошие знакомые попросили сложить печь в их старом деревенском доме, я с радостью согласилась.
Сначала нужно было разобрать старую печь. Она начала заваливаться набок из-за того, что сгнил деревянный фундамент. Той печи было больше 100 лет.. Одна ее стена треснула. Во время топки печь страшно дымила.
Труба была сложена очень интересно. Неровные края обломков кирпича торчали в просвет трубы. На стенах трубы скопился толстенный слой сажи. Подумав, решили трубу тоже разобрать..
Печь мы разбирали три дня женским батальоном из четырех человек. При осмотре кирпичей стало понятно, что большую часть из них нельзя использовать повторно.
Новую печь было решено ставить на бетонный фундамент. Глубина подвала под печью около метра, саму печь планировалось сложить прежних размеров, старая была 133 на 216 см.
Целиком заливать такой объем фундамента не стали, сделали восемь столбов и бетонную площадку сверху.
Арматуру резали болгаркой. Под столбы использовали готовые трубы не знаю из какого материала. Столб под трубой залили в деревянную опалубку. Бетон замешивали в бетономешалке на 80 литров.
На весь фундамент ушло около пяти дней, потом две недели он застывал. Сверху фундамент обмазали битумом.
Кирпич пришлось купить. При кладке нижнего ряда стало понятно, что старый кирпич не только выработал свой ресурс, но и имеет нестандартные размеры. Все кирпичи были разными, разбег в размерах достигал сантиметра.
Покупали кирпич в среднем по 70 штук (максимум 110), перевозили в легковом автомобиле (VW Passat B3, грузоподьемность 300 кг). В дом возили на садовой тачке.
Кирпичи я в течение дня использовала, назавтра ехали на базу за следующей партией. В среднем за день клала по 2 ряда. На свод взяли боровичский (по 35 руб), на все остальное — вологодский М150 (по 17 руб, на удивление хороший попался), на трубу ушел старый нестандартный. Шамотный не применяли.
Кирпич перед кладкой мочили. Боровичский воду почти не впитывает. Вологодский «пьет» много.
С мастерком что-то не сложилось, все делала руками, немного применяла киянку.
Старалась выдержать швы толщиной 0,5 см. Уровнем сначала (на первых трех кирпичах) пользовалась, потом забросила и делала все «на глазок».
Глину месила бабушка 84 лет. Месила то веслом, то ногами, при этом бодро что-нибудь напевала.
Вначале я использовала порядовки из книги «Русская печь» Федотова, преобразуя их под требуемые размеры. Эта книга есть в свободном доступе в интернете.
Свод над подпечьем делать не стала. Когда подошла к кладке пода, стало понятно, что в порядовках есть ошибки, к тому же, все, что выше пода, хотелось сложить «как было раньше».
При разборке старой печи самые интересные места были зарисованы и сфотографированы, и я их копировала. Постепенно приходило понимание назначения каждого из элементов печи, и я начала импровизировать. Под клала, естественно, без раствора, под наклоном, из самых гладких кирпичей, на сухой песок. Шесток сделала выступающим, как у старой печи.
Кружала для свода сделаны из деревянных реек. Сверху на рейки мебельным степлером прикрепила толстый картон.
Кирпичи свода уложены в шахматном порядке, в щели между ними я забивала кирпичные клинышки. Клиновидный кирпич не покупали. Для резки кирпича применялась болгарка. Перед пилением кирпич обязательно намачивали, чтобы было меньше пыли. Тем не менее, пилить приходилось в респираторе.
Устье сделала в виде арки. Печурки начала выкладывать на три ряда выше шестка. Вьюшку и душник использовала старые. Дверцу для доступа к вьюшке и заслонку купили. Дверцу закрепила с помощью проволоки.
Торжественный запуск состоялся 08 сентября 2013 года. Тяга с самого начала хорошая, а кружала намокли и выгорели полностью только на третьей неделе просушки. Сушили печь, поджигая небольшие порции щепок, постепенно увеличивая объем закладок.
источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий