суббота, 2 апреля 2016 г.

БАЙДАРКА ИЗ ЕЛОВЫХ ВЕТОК И СТРЕТЧ-ПЛЕНКИ

После общения с адвокатом Егоровым я решил построить собственную байдарку, причем при помощи одного лишь ножа и с минимальным использованием искусственных материалов.

Мне понадобились:

● Стретч-пленка (около 50 м)
● Скотч (1 стандартный моток)
● Веревка (10-15 отрезков длиной 1 м каждый)

Для строительства каркаса байдарки я использовал еловые ветви. Как оказалось, найти подходящее дерево даже в еловом лесу - задача не из простых. Большинство ветвей либо недостаточно длинны, либо недостаточно гибки. В результате поисков было сделано наблюдение: ели, растущие по границе поля и дороги, обладают более раскидистыми кронами и, соответственно, их ветви наилучшим образом подходят для строительства.

На заготовку и ошкуривание ветвей был затрачен полный световой день. Самые длинные ветви были отобраны в качестве будущих продольных ребер каркаса – стрингеров. Их я связал вместе несколькими веревками с шагом 30 см. Поскольку погода не радовала солнечными деньками, связку веток пришлось принести в дом – там при комнатной температуре они сушились в течение недели. Думаю, что под воздействием солнца и ветра эта процедура заняла бы не более одного дня.

Пока стрингеры сохли, я приступил к изготовлению шпангоутов. Поскольку их размеры будут определять габариты судна, я начертил контур на земле и «примерил» его под себя.

Скрепив две чурки между собой, я медленно (чтобы исключить растрескивание) оборачивал вокруг них ветки. Затем связывал концы веревкой и снимал с формы. Нужно учесть, что часть ветвей при сгибании неизбежно сломается. Вышеуказанным образом я изготовил посадочный «люк», 4 шпангоута и 2 округлых элемента для концов байдарки. После просушки заготовки стали существенно легче.

Настало время сборки. Расчертив землю, разложил шпангоуты и начал скреплять их со стрингерами при помощи липкой ленты. В следующий раз для этого буду использовать ПЭТ-ленту или пластиковые хомуты, т.к. скотч не обладает необходимой влагоустойчивостью. По мере сборки каркас становился жестче. Длины веток-стрингеров мне не хватило, поэтому я сделал их составными (что, впрочем, не отразилось на жесткости конструкции). На это я потратил около 5 часов. Завершал строительство я уже в темноте.



Для формирования «обшивки» каркаса использовалась промышленная паллетная стретч-пленка. Подойдет любая, поэтому конкретные параметры пленки приводить не буду. Для удобства наматывания я подвесил лодку горизонтально.



При наматывании пленки нужно стараться обеспечить ее равномерное натяжение, чтобы исключить провисание слоев. Посадочный люк заматывается полностью и затем вырезается ножом. Такая пленка «не ползает», соответственно натяжение оболочки сохранится. Мне хватило 5 слоев. Ближе к полуночи байдарка была готова!



Параметры байдарки:

● Длина: 270 см
● Ширина: 60 см
● Высота: 45 см
● Масса: ~5 кг

На этой байдарке мы несколько раз сплавлялись по небольшой реке с умеренным течением. Глубина реки – полтора-два метра. От места сборки до реки судно переносилось на плече. Два километра пути туда и обратно не создали неудобств.

Байдарка обладает колоссальной грузоподъемностью и практически не имеет осадки. Замечательно скользит по воде, подобно глиссеру. Самодельные весла я заменил на покупные, и скорость передвижения на байдарке при отсутствии течения сравнялась со скоростью быстро идущего по берегу человека.



Прочность пленки внушает доверие: в лодке можно стоять, опираясь на шпангоуты. Проплывая над затопленными деревьями, случалось, что они касались ветками днища. При этом повреждения плавсредства не происходило. Единственное слабое место – возможное протирание пленки на выступающих стрингерах. Это «лечится» намоткой дополнительных слоев пленки в местах пробоин. Скотч своих ремонтных качеств не оправдал – плохо клеится к влажной оболочке и размокает в воде.

Такая байдарка – прекрасный способ изучить ручьи и заваленные реки, где другая лодка не пройдет по габаритам. Плавать на ней – одно удовольствие. Человек сидит в байдарке практически над самой водой, что дает дополнительные ощущения при сплаве. В ясную погоду хорошо просматривается толща воды.

Морозы стретч-пленка переносит не так плохо, как я предполагал. Зиму байдарка пережила без изменений. Все же на берегу ее оставлять не стоит, дабы не загрязнять природу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий