воскресенье, 24 июля 2016 г.

ИСТОРИЯ ВЫЖИВАНИЯ: ПАВЕЛ ВАВИЛОВ. СЕВЕРНЫЙ "РОБИНЗОН"


Существует мнение, что большинство историй выживания закончились счастливо исключительно благодаря тому, что их героям невероятно везло. Но при этом почему-то игнорируется факт, что постоянно везти не может никому и что любая неудача, особенно в настолько неблагоприятных условиях, может стать фатальной.

Тем не менее, слушая описание некоторых подобных случаев отказываешься верить в происходящее. И история выживания Павла Вавилова тому наглядное подтверждение. И советского кочегара спасли не удачные стечения обстоятельств (хотя их роль значительная), а несгибаемая воля, решительность и отличные навыки выживания. Причем демонстрировать всё это пришлось на острове, расположенном за полярным кругом. Но обо всё по порядку.

Предыстория

Павел Вавилов родился в 1909 году в деревне Павличино Ярославской области. Когда повзрослел - перебрался в Ленинград, где стал работать матросом на речных судах. А в 1934 пошел на повышение и перешел на суда, плавающие по Северному морскому пути. Там работал сначала кочегаром, потом машинистом. Обычная биография трудолюбивого советского парня. И всё бы ничего, если не Вторая Мировая.

На северном плацдарме бои велись ничуть не легче, чем на Украинском и Белорусском фронтах. Причем именно из-за того, что особых успехов у нацистов там не было. Но можно было пытаться контролировать северные моря, топить транспортные суда и всячески препятствовать поставкам в СССР по морю. Этим занимались как подводные лодки, так и тяжелые крейсера.

В те времена Павел Вавилов служил на ледокольном пароходе "Александр Сибиряков". Основной задачей судна была доставка людей и продовольствия на полярные станции Северной Земли. И до 1942 года всё проходило весьма успешно. Но всё хорошее когда-нибудь заканчивается.

24 августа 1942 года "Александр Сибиряков" вышел в очередной рейс. Ничего не предвещало беды, разведка (в том числе и воздушная) о наличии на маршруте неопознанных судов не сообщала. Но на следующий день в районе залива Миддендорф советский пароход попал в поле зрения тяжелого немецкого крейсера "Адмирал Шеер". Как оказалось, разведка тупо забыла предупредить нашего капитана. Боя избежать не получилось, а исход его был предрешен заранее. Часть моряков погибла при обстреле, часть попыталась спастись на двух шлюпках (одну немцы быстренько затопили), а часть осталась барахтаться в ледяной воде.

Задачей "Адмирала Штеера" были сбор информации и уничтожение британских морских конвоев. Справедливо подумав, что русские офицеры могут располагать нужной информацией, немцы взяли в плен всех, кто пытался спастись на второй шлюпке. Сопротивление было незначительным и подавили его ценой одного трупа. Пустую лодку оставили дрейфовать.

Суть

Павлу Вавилову одновременно повезло и не повезло. Он не был ранен во время обстрела - это плюс. Он не успел добраться до шлюпок и оказался в ледяной воде, цепляющимся за какой-то деревянный обломок - это минус. Но это позволило ему остаться незамеченным для немцев - это опять плюс. Он смог добраться до дрейфующей лодки, в которой оставались её какие-то базовые запасы и труп матроса, пытавшегося отбиваться. Залог выживания после купания в ледяной воде - одеть на себя что-то сухое и тёплое. Одежда мёртвого товарища пригодилась. Среди запасов были найдены два коробка спичек, несколько топоров, банка галет и бочонок с пресной водой, а также заряженный револьвер с запасом патронов.

Но Павел Вавилов понимал, что этого явно недостаточно. Поэтому приложил максимум усилий, чтобы выловить из воды ещё хоть что-нибудь. "Александр Сибиряков", напоминаю, был транспортным судном, везшим груз на полярные станции, так что шансы на удачу были. Кочегар смог выловить мешок с меховой одеждой (относительно сухой), мешок с отрубями и спальник. С этим уже можно было хоть что-то делать.

Неподалёку виднелся небольшой остров, на котором даже можно было разглядеть постройку. Павел Вавилов, разумеется, направился туда. Ведь где постройка - там и люди. А где люди, так и связь и возможность вернуться домой. Но как оказалось, остров был необитаемым, а маяк - заброшенным. Но что делать дальше? Кочегар не знал. В картах он не ориентировался и имел лишь приблизительное представление о том, где сейчас находится. А как вы можете увидеть по карте - хрен бы он куда доплыл на спасательной лодке по северным морям. До ближайшего острова (о. Продолговатый. Тоже необитаемый) - больше 9 км. А куда плыть дальше - уже не видно. Так что Павел Вавилов принял решение ждать помощи и выживать.

Месяц на острове

И вот тут везение закончилось и началась борьба за жизнь. Маяки ставят, чтобы облегчить судоходство. А если маяк заброшен, то значит судоходных маршрутов рядом уже нет. Это раз. Не просто так полярникам везли припасы на большом и тяжелом корабле - Карское море штормит ОЧЕНЬ сильно, а это два. Людей на острове Белуха уже не было, но в первый же день Вавилов заметил нескольких белых медведей. Заметил и обрадовался наличию нагана. Но справедливо посчитал, что применять его лучше только в самом крайнем случае.

Итого. Небольшой каменистый остров в несколько квадратных километров, растительности нет, холодно, мокро, пить нечего, жрать нечего, ещё и белые медведи вокруг шастают. Диспозиция, мягко говоря, хреновая. Но жить-то хочется, так что Павел Вавилов принялся за дело.

Для начала, он оборудовал спальное место на вершине маяка - это существенно снижало шансы ночных визитов медведей, а также закрывало от дождя и ветра. Выловленная меховая одежда тут же пошла на утепление спальника. Да, август за полярным кругом уже прохладный, но с должным утеплением спать можно даже не разжигая костра. А то, что кое-где всё равно лежит лёд со снегом - это даже хорошо, поскольку обеспечивало запасы пресной воды. Кочегар топил лёд, разводил в нём отруби и этим питался. Ловить рыбу было невозможно из-за сильного прибоя, охотиться было не на что, собирать - практически нечего.

Главной проблемой был поиск растопки - площадь острова небольшая, деревьев на нём почти не растёт, а пологих пляжей, на которых можно собирать плавник, мало. К счастью, постройки на острове были частично деревянные - вот они и пошли на растопку. Но её всё ещё было мало, поэтмоу о том, чтобы подавать дымовой сигнал, не могло быть и речи. Звука выстрелов с большого расстояния тоже не слышно, а заметить небольшую фигуру, размахивающую руками - крайне сложно. Несколько кораблей прошло мимо острова и не заметили Павла Вавилова. Так прошел почти месяц.

Но кочегару опять повезло - его заметили с пропылвающего рядом парохода "Сакко". Вот только ни пристать к острову, ни подогнать лодку у экипажа не вышло. Но информацию о "выжившем" сообщили куда надо. Вскоре за Павлом Вавиловым прилетел гидросамолёт. Но и он не мог 4 дня нормально приземлиться. К счастью, хотя бы еду сбрасывал и медведей отгонял.

И если вы думаете, что спасённый кочегар навсегда отказался от службы во флоте, которая принесла ему такое "приключение", то вы ошибаетесь. Вавилов вернулся в строй и продолжил служить на судах Северного флота.

Честно, сложно сказать, чего в этой истории больше - невероятных счастливых случайностей или фееричных неудач. Но факт, что если бы не железная воля, упорство, решительность и желание выжить - Павел Вавилов бы не продержался и недели. помните об этой истории, когда у вас наступит чёрная полоса в жизни. Всё можно преодолеть, если сильно этого захотеть.

Комментариев нет:

Отправить комментарий