четверг, 2 февраля 2017 г.

ДРЕЗИНА ДЛЯ ПОСТАПОКАЛИПСИСА

 Для начала — небольшая предыстория.
В далеком 1996-м году, когда про само понятие «БП» еще никто даже и не слышал, это транспортное средство могло стать темой моего дипломного проекта. Идея была проста: в случае нападения вероятного противника специальные инженерные подразделения будут проводить заграждение железных дорог, чтобы этот самый вероятный противник по ним не продвинулся в глубь страны. Но инженерным подразделениям может потребоваться огневое прикрытие. Кроме того, может понадобиться и разведка, и доставка средств взрывания, и, наоборот средств разграждения.

Эти вопросы можно решить с помощью сверхлегкого подвижного состава, каковым является, например, автомотриса, а, попросту — дрезина. Но специально оснащенных дрезин в войсках на вооружениях не стояло, да и сейчас их там нет. Поэтому и родилась идея специализированного транспортного средства. С этим проектом я обратился к дипломному руководителю, а он меня отослал к заведующему военной кафедрой. «Да в армии по полгода зарплаты не выплачивают, - сказал тот, - а ты, товарищ курсант, тут со своими проектами...»

Короче говоря, проект так и остался проектом, а потом и чертежи где-то потерялись. И все-таки подобный транспорт имеет право на существование. Хотя бы в случае того самого пресловутого БП. Протяженность железных дорог общего назначения в России — более 80-ти тысяч км, грех игнорировать столь разветвленную транспортную сеть. Кланы и анклавы будут делить территорию и пытаться распространять свои сферы влияния, используя все возможные коммуникации, в том числе, и железные дороги. Часть дорог будет повреждена, часть — перекрыта составами и разрушенными мостами. Солярка для тепловозов станет дефицитом, а обслуживание паровозов, имеющихся на консервации, дело непростое, требующее навыков. Но если иметь в своем распоряжении нечто маневренное, легкое, экономичное по топливу и при этом способное нести на себе стрелковое вооружение, то с помощью него в условиях постапокалипсиса можно выполнять как разведывательные, патрульные, так и некоторые другие задачи. Например, охрана конвоев.

Описание работы и взаимодействия частей дрезины.
Автомотриса представляет собой трубчатый каркас, установленный на шасси под колею 1520 мм. Основная функция — огневая поддержка, поэтому дрезина оснащена пулеметом типа «Печенег» (1) на вращающейся V-образной турели (2) с креслом стрелка. Энергоустановка (3), приводящая дрезину в движение, установлена под рамой дрезины. Она включает в себя двухцилиндровый мотоциклетный двигатель (11) и гидропередачу (9). Система газоотвода имеет глушитель и размещается внизу под рамой (на рисунках не показана, чтобы не загромождать их). Охлаждение двигателя — воздушное. Выходной вал гидропередачи оснащен зубчатым колесом, приводящим в движение цепь (10). Цепь вращает шестерню (21), установленную на валу задней колесной пары. В центре каркаса наварена опора с поворотной подшипниковой втулкой (19), в которой вращается турель (2). В передней части установлено кресло водителя-связиста (4), пульт с датчиками топлива, масла и заряда аккумуляторов (6), а также радиостанция (7). Конкретная марка радиостанции не уточняется. Это может быть и военная Р-159, и «Северок», и даже просто Си-Би радиостанция. В передней же части дрезины установлена фара-искатель (8), позволяющая освещать не только путь впереди, но и при необходимости давать подсветку по бокам. В задней части установлены два кресла (5) для перевозимых пассажиров. При необходимости они заменяются платформой для груза или силовой лебедкой.

Под креслом пулеметчика имеются направляющие, в которые вставляется запасной короб боепитания. На V-образной турели спереди имеется вилка (18), по размеру подходящая под короб боепитания. В вилку на подшипниках установлена цапфа (17) под крепление «Печенега». Таким образом, пулемет может перемещаться в вертикальной плоскости, вращаться за счет подшипника, приваренного к цапфе снизу, а перенос огня из сектора в сектор осуществляется поворотом всей турели. Пулеметчик, отталкиваясь ногами от сварного кольца, вращается вместе с турелью на 360 градусов. Чтобы принудительно ограничить сектор огня над головами водителя и пассажиров, а также для жесткости всей конструкции дрезины, за спинками их сидений приварены трубчатые дуги.

Электросистема дрезины включает в себя генератор (12), смонтированный в развале цилиндров, 12-вольтовый аккумулятор на 54 Ач (14) и контроллер заряда (13). В процессе движения генератор подзаряжает аккумулятор и питает электрооборудование дрезины (рацию, фару, лебедку, если она установлена, и т. п.)

Под сварным кольцом смонтированы топливные баки объемом по 5 л каждый, соединенные топливным шланком с двигателем. Подача топлива — самотеком. В баках реализованы поперечные перегородки, чтобы уменьшить плескание топлива при разгоне-торможении.
Задняя колесная пара (24) крепится к каркасу дрезины через подшипник (25) и имеет на оси тормозные диски (22), которые при торможении захватываются тормозными колодками (23). Обода колесных дисков имеют резиновое покрытие, снижающее шум и амортизирующее прохождение неровностей и рельсовых стыков.

Передняя колесная пара также имеет на дисках резиновое покрытие. Она выполнена свободно-поворотной, сочленена с рамой через поворотную тарелку(29), установленную на пружинных амортизаторах (28). Ось передней колесной пары неподвижна, вращаются сами колесные диски, установленные на оси на подшипник (27).

Достоинства.

Для сборки дрезины не требуется высокотехнологичного сборочного цеха, достаточно ремонтных мастерских при депо, где есть сварка и токарное оборудование. Узлы и агрегаты можно использовать от мотоциклов разных моделей, а также от автомобилей, мотопомп, из тепловозного и авторемонтного хозяйства.

Расчетный вес дрезины в снаряженном состоянии не превышает 280 кг и подобран так, чтобы четыре члена экипажа могли перенести ее через препятствие, разрушенный участок колеи или участок, забитый брошенным подвижным составом. Скорость, которую дрезина может безопасно развить на прямом участке, - до 50 км/ч, а это довольно много. Дальность «плеча», то есть, дальность, на которую целесообразно осуществлять поездки, составит 50-60 км. Запас хода составит 100-130 км.

Грузоподъемность составит порядка 300 кг (до полутонны, если по ровному участку без крутых подъемов).

Огневой мощи хватит для поддержки мотострелкового отделения на 1-3 минуты интенсивного боя.

Недостатки.

Так как дрезина не несет никакого бронеобеспечения, ее экипаж уязвим для стрелкового оружия и осколков, поэтому задачи, выполняемые дрезиной, должны предусматривать ее постоянное перемещение. Кроме того, при движении в обратном направлении придется либо снимать дрезину с рельсов, либо следовать задом наперед, что допустимо в каком-либо экстренном случае, когда времени на перестановку просто нет.

ТТХ

Экипаж — 4 человека, включая стрелка-пулеметчика.
Тип двигателя — двухцилиндровый двухтактный, с воздушным охлаждением.
Мощность двигателя — 15-20 кВт
Расход топлива на 100 км — 7 л.
Расчетный тормозной путь со скорости 50 км/ч до 0 км/ч — 70 м.
Тип вооружения — пулемет Калашникова, либо «Печенег» с боепитанием лентой из короба на 200 патронов.
Калибр — 7,62. Патрон — 7,62х54. Возможна установка ночного прицела.

UPD: Кстати, один мой хороший знакомый не так давно собрал нечто подобное. Только использовал он не железные трубы, а композитные материалы и углепластик. Конструкция получилась настолько легкой и компактной, что в разобранном виде умещалась на крыше легкового автомобиля. Вдобавок ко всему, она еще и ездила по рельсам, представляете!






источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий