В настоящее время морские и речные виды реконструкции стали широко распространены – просторы морей и океанов бороздят драккары викингов, греческие триеры, плоты, лодки-долбленки, берестяные каноэ и сотни других древних плавсредств.
Ненадёжные с точки зрения современного человека материалы для судостроения, такие как кожа, камыш, древесина бальса и береста оказались вполне пригодными для таких сложных испытаний. Можно сказать, они были реабилитированы в глазах человечества.
Береста - уникальный природный материал, который используется человеком с древнейших времён. Из-за своих свойств: доступности, пластичности, лёгкости обработки, герметичности и др., береста стала применяться человеком во многих сферах деятельности, в том числе, в судостроении.
Археологические находки эпохи мезолита на территории Поморья доказывают, что человек умел обрабатывать и применять бересту для своих нужд. К памятникам этого времени относится поселение Веретье, которое находится в нынешнем Каргопольском районе Архангельской области на берегу р. Кинемы. Торф хорошо сохранил остатки жилища, внутри строений обнаружены очаги, устроенные из камней или на песчаной подсыпке. Прослежены остатки полов, выстеленных берестой или сосновой щепой. Сверху конструкции могли быть покрыты корой, берестой, плетеными из трав или камыша матами... На территории поселения Веретье обнаружены ямы-хранилища, вырытые в песчаной почве около холодных ключей у леса. Они были выложены деревянными плашками и берестой, в них находились останки рыбы. У берега на специальных площадках обрабатывали древесину, а мастерская по обработке камней обнаружена около одного из жилищ, у выхода к лесу. Здесь у стены дома стояла наковальня из зеленого валуна, на которой делали каменные орудия, и рядом берестяная емкость или туес, внутри которого было 23 кремневых предмета. Туес состоял из полого листа бересты, концы сворачивались вверху, как крышка... Интересны грузила для сетей или ловушек, сделанные из камней или нуклеусов и обернутые берестой... Резцы бобра вместе с челюстной частью использовались в качестве резака, при этом удаляли острые отростки кости и сохранившуюся часть обертывали полосой бересты, превращая в рукоять. Множественные археологические находки свидетельствуют, что человек использовал бересту для покрытия крыш, полов, стен, изготовления простой утвари и как подсобный материал для связывания, обертывания.
Берестяные лодки возможно строились вдалеке от морского берега: на Северной Двине, Онеге, на их притоках. С их помощью первобытные люди могли в короткий срок преодолевать большие пространства вниз по течению, совершать прибрежные плавания, и даже попадать на близлежащие острова. Археологи нашли на Соловецких островах каменные орудия труда, которые на 90 % состояли из привозного (со среднего течения Северной Двины) кремня, а также сланца, песчаника и кварца. Природа Соловецкого архипелага допускает произрастание берёзы, что позволяло ремонтировать, а может быть и делать новые лодки, непосредственно на островах.
Таким образом, появляется новая гипотеза, о каркасной берестяной лодке, как средстве передвижения по рекам и морю в эпоху позднего мезолита и ранее. Лодка строится с помощью простейших инструментов – большого ножа и шила. Ножом заготавливается и режется береста, срезаются, рубятся, обрабатываются ветви, щепается древесина, вырезаются углубления. Береста и ветви не требуют термической обработки. Простейшая технология сборки с применением несложных приёмов шитья и связывания деталей. Используемые каменные орудия труда появились в эпоху мезолита, тогда же могли с их помощью строиться каркасные лодки из бересты и веток.
В августе 2007 г. на реке Пушма (Подосиновский район Кировской области) была сделана берестяная лодка. Использовались местные природные материалы (береста, ветви ели, корень сосны), а в качестве орудий - ножи, шило и топор. Лодка получилась довольно вместительной, на ней могут путешествовать 2 человека с грузом 150 кг. Длина лодки 4,50 м, ширина 0,90 м, вес 35 кг.
В середине сентября 2007 г. состоялся переход на берестяной лодке по реке Пушме в Кировской области и реке Юг в Кировской и Вологодской области. За три дня команда реконструкторов прошла 141 км от деревни Бушманиха до деревни Усть-Повалихино. Двое туристов - участников похода плыли рядом на байдарке "Таймень".
Одной из целей похода было проверить, как соотносятся ходовые качества двух лодок. Берестяная ни в чём не уступала байдарке - ни в скорости, ни в осадке, ни в прочности. По мнению всех участников перехода, на таких лодках можно проходить большие расстояния, как вниз по течению, так и против течения. Лодку можно легко переносить на плечах силами двух человек, при этом неся в руках небольшой груз. Самое главное, что все участники похода получили удовольствие от общения с берестой в сложных обстоятельствах, и береста в очередной раз доказала, что "если - бы не она, так русский мужичок - бы рассыпался ".
Авторы считают, что такие лодки использовались на Северо-Западе России для речного и прибрежного плавания со времён позднего мезолита и вышли из употребления 200-300 лет назад, упоминания о них сохранились в исторических документах и преданиях местных жителей.
Теперь вернемся в прошлое и зададим себе вопрос, как долго существовала каркасная лодка на Руси?
По мнению историков Н.П. Загоскина и В.В.Мавродина «древнейшим судном восточных славян (да и всех славян вообще) является архаический «корабь», сделанный из гибких прутьев, скорее всего ивовых, и обшитый корой, а затем и кожами, напоминающий пироги индейцев и каяки эскимосов, чрезвычайно легкий, удобный при переноске через бесчисленные «волоки» и пороги, быстрый на ходу». Время монопольного господства таких судов у восточных славян, по его словам, отделено от первых письменных источников не сотнями, а тысячами лет».
Н. П. Загоскин так объяснял слово «корабль», которое встречается в ранних русских летописях. Корень «кор», «кора», «корье», лежащий в основе слова «корабь» («корабль»), лежит в основе и таких слов как «короб», «коробка», «корзина». Данный корень служит для обозначения некоего вместилища, сделанного из коры. Не случайно и до сих пор в чешском языке слово «korab» означает и древесную кору, и большую лодку. И это вполне понятно, если мы учтем, что древнейшие суда делались из прутьев и обшивались корой, а позднее кожами.
Средневековый учёный Исидор объясняет: «carabus — есть малая ладья из сплетенных прутьев, обтянутых кожею». Таким образом, в славянских языках понятие «судно» обозначалось словом «корабь» потому, что в очень отдаленные времена, суда действительно представляли собой лодки, сделанные из коры. Более ста лет в науке существует проблема ушкуя. Легендарное судно средневековья, о котором есть упоминания в древнерусских летописях, как оно могло выглядеть?
Этот вопрос волнует многих исследователей кораблестроения Древней Руси. В чём сходятся все, кто занимается изучением этого вопроса? (Информация с форума сайта журнала «Катера и яхты»)
1. Лодки должны иметь симметричные оконечности (так выглядят ушкуи в иконографии).
2. Лодки должны одинаково хорошо ходить под парусом и веслами (сведения из иконографии и летописей).
3. Лодки предназначены для перевозки до 30 человек вместе с вооружением на достаточно приличное расстояние по рекам и морю (сведения из описаний походов новгородцев).
4. Должна быть обеспечена возможность переноски лодок силами экипажа по многочисленным волокам и нужно это делать очень быстро.
5. Требования к долговечности, размещению грузов и экипажа минимальны. Незачем был путешественникам, первопроходцам, воинам комфорт. Груз у них был небольшой и не промокаемый. Лодки могли бросаться по ненадобности.
6. Лодки должны ходить одинаково хорошо вперед любой своей оконечностью. В бою это обязательное условие, отступить всегда можно.
7. Технология строительства лодок должна обеспечивать их абсолютную идентичность и возможность производства массовыми сериями с наименьшими затратами, прежде всего времени. Если плавали большими компаниями, на многих судах, то лодки должны быть идентичными для одинаковой скорости передвижения.
Расходятся исследователи только во мнении, из каких материалов были сделаны ушкуи, какова была их конструкция?
По моему мнению, ушкуем называлось любое судно, на котором передвигались люди с помыслами ушкуйников. Устройство и оснащение таких лодок определялось целями, задачами, направлением и продолжительностью похода.
Ушкуем могла быть и берестяная лодка, так как она удовлетворяет всем требованиям, перечисленным в п.п. 1-7.
Таможенные книги государства Московского - очень интересный и оригинальный источник по многим вопросам экономической истории, в том числе и по речному судоходству на Европейском севере в XVII веке.
Они содержат записи о движении торговых людей и товаров, их количество. Упоминают пункты начала и конца маршрутов, и что наиболее интересно для нашей темы названия и типы речных судов того времени, количество прошедших таможенный пункт, сведения о числе «осначих» (экипажа) и основное содержание груза.
По рекам Вычегда и Северная Двина передвигались в обоих направлениях наряду с дощаниками, обласами, бударами, однодеревками и плотами, берестяные каюки и каючки. Маршруты у них были довольно продолжительные, например, от Архангельска шли на Вятку и в Пермь, а устюжане и усольцы возвращались с Печоры.
Только за период с 22 по 30 сентября 1655 г. мимо Сольвычегодска прошло 15 берестяных каючков с Печоры, вероятно с пушниной. Экипаж каючка составляли 2-4 человека.
Это были очень лёгкие лодки, так как на таком маршруте приходилось идти против течения по довольно быстрым рекам и преодолевать волоки. Вполне вероятно, что это были каркасные берестяные лодки, которые строились в верховьях Вычегды, Печоры самими промышленниками, или аборигенным населением, у которого такая лодка покупалась, также как и пушнина.
В ту пору на Европейской части Урала жили манси, коми, которым, по мнению учёных, была известна технология каркасных лодок. Сюмодпыж – берестяная лодка была по мнению Жеребцова Л.В. древнейшим средством передвижения по воде у народа коми.
Каркасные лодки - берестянки в Сибири были распространены между Енисеем и Леной, за исключением северных районов этой территории, и в бассейне Амура. Кроме этих двух основных зон, они употреблялись также восточнее Лены, постепенно исчезая к Охотскому морю. Сохранялись они в быту до середины ХХ века. Судя по фольклорным и историческим данным, берестяные лодки прежде широко были известны в Западной Сибири, от Урала до Енисея, и в Юго-Западной Сибири.
Интересны сведения, почерпнутые из книги Загоскина. В статье о строительстве русскими промышленниками судов в Сибири. Он приводит данные о крупном центре судостроения XVII века на великом сибирском пути – Илимском остроге или Ленском Волоке. В «Наказной памяти» 1639-го года перечислены материалы для судостроения, судовые принадлежности и сами суда, которые являлись предметами купли - продажи. Среди материалов для строительства судов кроме тёса, продавались драницы и скалы. Драницы это колотые сосновые дощечки, лучина. А скалы - листы бересты. Вполне возможно, что из таких материалов могли строиться каркасные берестяные лодки.
Внимательно изучив иллюстрации из разных изданий, на которых представлены лодки, и их прориси, в основном это клейма икон, связанные с Соловецким монастырём и Белым морем, нельзя не заметить, что борта у многих судов пересечены вертикальными и горизонтальными линиями, образующими прямоугольники, расположенные в шахматном порядке, со следами прошивки.
Некоторые исследователи вертикальные линии или никак не объясняют, или предполагают, что это «внешняя облицовка из отдельных планок встык»!? Это мало вероятно для столь небольших судов и культуры судостроения того времени. А на шитые суда из кожи или бересты изображения лодок очень похожи, и соответствует тому времени, когда до Соловков добирались на плавсредствах, управляемых 2-4 гребцами.
Сохранились воспоминания путешественников о том, что поморы на своих утлых судёнышках ходят далеко в море и на далёкие расстояния вдоль морского побережья. Также поморы использовали брезент (буйно) для внешней обтяжки своих малых промысловых судов.
Может быть до появления дешёвого брезента, покрывали они лодки берестой? А может для узких целей не связанных с работой на море, а только для быстрого передвижения служили им каркасные берестяные лодки, где береста была толстой или в несколько слоёв?
В 2003 г. на краеведческой конференции (г.Онега), мною был сделан доклад о берестяном каючке. В прениях, местный житель из зала сказал что, когда они в детстве делали «лодку – осиновку», то его дедушка заметил; «Это, что осиновка! Берестяная лодка быстрее на воде была, так мой дед говорил». Пока это единственный живой информатор о берестяных лодках в Поморье.
Вполне закономерен вопрос: почему не сохранилось никаких изображений берестяной лодки в Поморье, никаких воспоминаний о ней?
Прежде чем услышать о чём-то, надо об этом спросить!
Кто интересовался этим вопросом?
Сейчас сделана первая попытка восстановить это судно в памяти и в жизни. Предстоит ещё много дел, прежде чем, гипотезы подтвердятся новыми изысканиями в архивах, новыми путешествиями, в том числе и до Соловецких островов. Не сомневаюсь, что появятся и археологические подтверждения существования каркасных лодок в Поморье.
Археологи не находят останков берестяной каркасной лодки на территории Северной Европы, но они находят полотнища бересты, прошитые. Береста часто использовалась, например, для укрывания или пеленания умерших. Существовал обряд захоронения в лодках. Береста долго сохраняется в почве, но тонкие деревянные детали каркаса сохраниться не могут. Даже если рядом с полотнищем бересты обнаружат несколько остатков веток, служивших каркасом лодки, то при отсутствии гипотезы, что такие лодки бытовали, на них и смотрят по-другому. Берестяная лодка в брошенном состоянии на воздухе или в воде превращается в куски бересты и ветки очень быстро.
Берестяная лодка достойна новой современной жизни не только в качестве почетного экспоната в музее поморского быта, но и действующего средства передвижения в программах российского этно-туризма!
Автор доклада: А. Шутихин, народный мастер по бересте 25 февраля 2008 года
Комментариев нет:
Отправить комментарий