С детства я интересовался кораблями, судами и лодками. Д
аже ходил в «Клуб Юных Моряков». С морем не срослось – да и ладно. Одно время готовил собственную яхту к выходу, но родилась дочка, и стало не до яхты. Поразмыслив, что ходить получится только у нас на водохранилище и как быстро мне надоест поход выходного дня на 50 км вверх и вниз по течению от нашего яхтклуба, я продал яхту и пересмотрел свою концепцию личного военно-морского флота.
Порыскав по форумам и сайтам, внезапно захотел каноэ. Начал изучать технологию постройки – классическая наборная из реек или обтяжка крашенной тканью мне не подошла – долго, дороговато и непонятный на тот момент результат. И вот я наткнулся на ветку форума «Катера и яхты», посвященную каноэ. Прочитав 300 страниц темы, понял, что хочу каноэ по методу «СиС» (сшил и склеил) - технологии постройки маломерных судов без набора. Начал искать развертки, но все были многолучевые… И тут, спасибо замечательному человеку – инженеру Grig с форума «Катера и яхты», он в свободное от конструирования самолетов время переложил «для себя» одну интересную выкройку.
Успешно построил по ней каноэ. Мне все понравилось, и вот заветный файлик с выкройкой у меня! 3 метра для меня маловато, решил строить из трех листов фанеры 4,5 метровое. Подготовил в «Кореле» раскрой на листах формата А1, отнес в типографию и забрал через пару часов. После многих граблей, непоняток, томительного ожидания на форуме очередного ответа на очередной мой «тупой» вопрос каноэ было построено. По незнанию я его перетяжелил, хотя в одно лицо на крышу машины закидываю.
Понравилась ли мне лодка? О, да, еще как понравилась! Очень легкий ход. Очень. В походе выходного дня товарищи вдвоем на надувной лодке с транцем и днищем постоянно махали веслами. Мы же – делали два-три гребка, чуть корректировали курс и 3-5 минут наслаждались пейзажем, фотографировали и болтали. Надувная из ПВХ все это время махала веслами, чтобы удержать наш очень легкий темп.
Вместимость – на уровне, 250 кг на борт берет легко. Т.е. два мужика с рюкзаками – нормально. Остойчивость… Вот тут надо привыкнуть. Поначалу кажется, что вот-вот перевернемся, но спустя полчасика лодка стала чувствоваться интуитивно и «ловить» мы ее перестали. Как-то решили погоняться с резиновой лодкой с транцем и разборным днищем под мотором 2,5 л.с. и одним человеком. Не только догнали, но и перегнали, но грести пришлось очень интенсивно – в походе так не получится.
Проходимость сквозь камыши и растения – феноменальна, острый нос и корма, небольшая ширина, и канойные весла позволяют плавать везде. Как-то раз на маленьком желтом протиснулся сквозь затопленный ивняк – любая другая лодка там не пройдет. Один раз перевернулись - просьбу «подвинуться чутка влево» надо выполнять аккуратно и на 2 см, а не прыжком перемещать свою тушу на левый борт. Было лето и тепло, до берега недалеко, так что без потерь. Лодка интересная, но несколько специфичная, если есть где хранить – строить однозначно. Кстати, оба каноэ до сих пор живы и до сих пор успешно эксплуатируются.
Это был короткий рассказ о появлении замысла и воплощения его в действительность, теперь расскажу более подробно о постройке.
Шаг 1. Распечатываем на плотной бумаге обычным принтером раскрой модели и склеиваем ее, чтобы посмотреть на финальный вид каноэ, и заодно получить некоторый стимул к постройке. Итак, решаем, какой вариант будем строить (мне 4,5 м нравится гораздо больше), выбираем нужный pdf-файл (скачать здесь) и идем в минитипографию, где студенты печатают чертежи. Распечатываем нашу выкройку на листах А1 - там немного и по деньгам выйдет ерунда. Печатать лучше на ватмане – выкройка получится крепче. Склеиваем листы в одно полотно и вырезаем собственно выкройку. Внимание! На выкройке у вас только 1/4 от целой, но так как все части симметричны, то этого хватит.
Шаг 2. Едем и покупаем 4 мм фанеру (не вздумайте брать 6-ку, получится ледокол в 50 кг весом). По опыту могу сказать, что целенаправленно искать ФСФ фанеру - особого смысла нет, мои лодки прекрасно себя чувствуют и при бессучковой ФК. Фанеру надо выбирать максимального качества. Потратьте лишних полчаса и покопайтесь в стопке листов, но подберите нормальные листы. На 3 м надо два стандартных 1500х1500, на 4,5 м – три листа. Я бы сейчас взял еще один запасной лист под всякую мелочевку.
Очень и даже крайне желательно купить банку клея ПВА «Момент-столяр» с водостойкостью Д-3 – банка серебристого цвета. Основная сборка будет идти именно на этот клей. Просто поверьте – значительно сэкономите время и несколько - деньги.
Помимо ПВА также необходимо купить эпоксидную смолу. Марка смолы ЭД-20, а вот отвердитель лучше всего подходит Этал-45. Придется поискать. Можно клеить на Дзержинскую во флакончиках – но выйдет дороже. Кроме того, Этал – более пластичен. Если берете Этал-45, то 5 кг смолы и отвердителя (меньше просто не продают) хватит на несколько лодок. Баночек советую купить 5-6, и потом докупать по возможности.
Также необходимо будет приобрести деревянные бруски. Обычно я беру 10х40, они трехметровые – пойдет на привальный брус и всякое разное. Сколько купить – не знаю, подсчитайте длину обоих бортов по верхней кромке и накиньте еще пару метров.
Шаг 3. Склеиваем фанеру между собой. Если 3 м, то сначала рисуем центровую линию; листы надо располагать так, чтобы продольные слои фанеры шли вдоль киля каноэ – так фанера будет лучше гнуться. Переносим нашу выкройку путем простого обведения карандашом на оба листа, выпиливаем две получившиеся детали и склеиваем их по днищу встык с накладкой. Накладки будет достаточно 10 см ширины, желательно, чтобы слои фанеры в накладке располагались так же, как и на корпусе – место склейки будет достаточно жестким, а правильное направление слоев поможет легче согнуть в будущем. Клеим на ПВА. Это что касается 3 м.
С каноэ 4,5 м все немного сложнее. Можно сначала склеить листы встык с накладкой, можно выпилить фигурный паз и склеить уже по нему, можно (как сделал я) заусовать фанеру шлифмашинкой (для заусовки достаточно снять 5 см). Как правильно усовать фанеру – в интернете масса примеров. Потом также склеиваем на ПВА. Клея не жалеем, поскольку он впитывается в фанеру. За прочность клеевого шва не беспокойтесь, шов разломается по материалу, но не отклеится – проверено неоднократно. После склейки также рисуем центральную линию, переводим выкройку, выпиливаем. Далее на обе выкройки также на ПВА приклеиваем снизу киль (можно не делать, но лучше с ним – защита днища от камней, общая жесткость выше), я беру брусок 30х30. Приклеиваем именно сейчас, потому что потом это станет гораздо сложнее – днище изогнется.
Шаг 4. Отступив от кромки выкройки по местам будущих швов порядка 2 см, сверлим отверстия. Отверстий много не надо, штук 6-8 на всю длину шва. И начинаем «сшивать» наш корпус пластиковыми стяжками. Стяжки нужны достаточно прочные. Во время стягивания бортов внимательно следим за взаимным положением фанеры - она должна сходиться «угол в угол» без перехлеста. Сначала сшиваем нос и корму, потом пришиваем борта к днищу. Носовой и кормовой участок борта я собираю на подкладке – сначала приклеиваю ее к одной половинке борта ПВА до полного высыхания, обильно мажу клеем и фиксирую 3-5 шурупами к другому. Поджимаю струбцинами. Теперь можно отдохнуть и походить вокруг «почти готового каноэ»!
Шаг 5. Как только клей встанет, разводим эпоксидку и аккуратно «проливаем» все швы. Процесс несложный, но затратный по времени, т.к. эпоксидка «встает» достаточно долго. Швы «проливать» лучше ворочая лодку с борта на борт, чтобы смола не стекала на днище, а равномерно распределилась по шву. После этого нужно проклеить швы снаружи – у нас образовалась «ложбинка» между листами фанеры вот ее эпоксидкой и заполняем. В принципе можно и ПВА использовать. Как только весь клей полностью «встанет» - можно срезать стяжки, которыми до сих пор был скреплен корпус. Но срезать самые верхние, которые держат вместе борта с носа и с кормы, – не советую.
Далее начинаем класть «галтель» - разводим эпоксидку и начинаем подсыпать туда либо мелкие древесные опилки в состоянии «пыли», либо муку. Да, обычную пшеничную (или кому какая нравится) муку. Досыпаем осторожно, постоянно размешивая эпоксидку. Доводим до консистенции сметаны и даем постоять минут 10-15, чтобы вся мука пропиталась и немного разбухла. Как только состав готов, начинаем наносить его в стыки изнутри корпуса, разравнивая «ложкой» или чем-то похожим, чтобы получить ровный полукруглый впуклый шов. Если непонятно, советую посмотреть в интернете, как класть галтель – материалов масса, сразу станет понятно. Таким же образом кладем галтель на все стыки корпуса.
Шаг 6. Можно совместить с накладкой галтели проклейку швов стеклолентой, то бишь полоской стеклотканью. Если класть стеклоленту на еще мокрую галтель, то можно получить очень аккуратный и приятный глазу результат. Если класть после высыхания галтели, то можно ее пошкурить и «вывести», но не обязательно – тут кому как нравится. Проклеиваем все швы как изнутри, так и снаружи. Перед проклейкой снаружи рекомендую пройтись шлифмашинкой или вручную «вывести» все швы в аккуратный и ровный стык. Особое внимание при проклейке стеклолентой уделяем носу и корме. Я клею в три слоя или даже в четыре – в зависимости от ширины стеклоленты. Слои кладу с перекрытием, как кирпичную кладку: сначала один прямо по шву, потом две ленты в стык по центру первой, следующий слой опять по центру.
Если не нашли стеклоленту или нет желания резать стеклоткань, то подойдет и «строительный бинт». Он продается во всех строймагах. Будет не так прочно, как стеклоткань. Но мое первое каноэ было построено на строительном бинте, и исправно служит мне до сих пор (правда, уже пора на покой ему - оно и с крыши машины на небольшом ходу падало, и не знало совершенно никакого ухода в течение 4-х лет хранения просто на улице без навеса). Но, думаю, небольшой ремонт, и еще сезона 2-3 походит!
Шаг 7. Перед вами лежит практически готовое каноэ. Но оно еще не приобрело необходимую жесткость. Необходимо приклеить привальный брус. Я беру максимально ровные рейки 40х10 (они обычно по 3 метра в пиломатериалах). Рейки шкурю. Нам необходимо: по две рейки - на каждый борт снаружи, по две рейки - на внутренний борт, одну - на распил. Запасаемся струбцинами. Хорошо запасаемся… Рейки на борта сращиваем кому как удобно: кто на ус, я же просто на накладку из той же рейки. Обильно мажем рейку ПВА и, начиная с носа одного борта, прижимая струбцинами, приклеиваем ее к самому верху борта с наружной стороны, от носа до кормы. Если фанера кое-где будет немного торчать – ерунда, потом отшлифуете. То же самое повторяем с другим бортом.
Все, можно отдыхать. А если быть точнее, то пора пилить нашу рейку. Распиливаем ее на кусочки по 5 см. Размер не критичен, но по 5 см – удобно. Сколько понадобится – не знаю, сами разберетесь. Пока у нас приклеиваются наружные привальники, приклеиваем наши брусочки с внутренней стороны борта, также по самому верху. Я клеил так – сложил два брусочка друг на друга и примерил к носу с внутренней стороны; проверил, чтобы с другого борта, а также с внутренней стороны хватало места для такого же бутерброда из брусков. Померев расстояние, прибавил 2-3 см и приклеил первый брусок на ПВА, так же обильно смазав. Далее приклеиваем бруски на равных промежутках. Я брал промежуток те же 5 см, а в качестве шаблона использовал просто один из напиленных брусков. Проделываем данную операцию с другим бортом – получается такой пунктир с внутренней стороны борта.
Для более прочной связи привальных брусьев не только между собой, но и с бортом в наружный привальный брус напротив брусочков с внутренней стороны борта вкручиваем саморезы (с прессшайбой или простые черные впотай) такой длины, чтобы они прошли сквозь привальник, сквозь борт и прочно закрепились за брусок, но не торчали из него.
Саморезы закручиваем не в центр бруска, а со смещением – в дальнейшем придется вкрутить еще один. Таким образом, мы жестко фиксируем связку «наружный привальный брус - борт - внутренний брусок». Собираем внутренний привальный брус – так же склеиваем удобным для нас способом рейки и прикладываем их изнутри к приклеенным брусочкам. Отмечаем получившуюся длину и отпиливаем (я прибавляю пару сантиметров на погрешность). Обильно мажем брусочки клеем ПВА и, используя струбцины, приклеиваем внутренний привальный брус на место. Можно сразу закручивать саморезы в бруски таким образом, чтобы бутерброд «внутренний привальник – брусочек - борт - наружный привальник» были крепко связаны. Да, получается, что сквозь борт и брусочек проходят два самореза, поэтому закручивать надо не по центру бруска, а со смещением. Оставляем высыхать.
Шаг 8. По большому счету лодка закончена. У нас получилась прочная, жесткая конструкция. Внутренний привальный брус «с просветами» мало того, что очень жесткий, он еще и очень удобный, поскольку за просветы можно привязывать и крепить все что угодно. Внутреннее обустройство лодки – на свой вкус. Можно поставить жесткие сиденья, можно просто сидеть на рюкзаках, можно поставить надувные – кому что нравится. Поищите в интернете «сиденья для каноэ» и сделайте понравившийся вариант.
Теперь необходимо защитить нашу лодку от воздействия воды и солнца. Желающие могут оклеить лодку стеклотканью на эпоксидке. Я этого делать не стал, поскольку это лишний вес, а прочности добавляет не слишком много. Сомневающимся в сохранности лодки – читать вступление. Покупаем яхтный лак (продается практически везде). Перед покрытием желательно «разогреть» корпус лодки строительным феном или греть участками перед нанесением. Лак также необходимо подогреть для лучшей пропитки. И тонкими слоями, интенсивно «втирая» и размазывая по поверхности, наносим лак. Также желательно прогревать строительным феном. Слоев надо не менее 3-4, чтобы получилась отличная глянцевая поверхность. Можно предварительно покрыть корпус морилкой – если желаете оставить «естественный» цвет дерева. Но лучше просто покрыть лаком и покрасить краской ПФ-115. Лодка красится в понравившийся цвет, наносится рисунок и т.д. и т.п. Если покопаться в интернете на тему раскраски каноэ, можно найти много интересного.
Всё, наше замечательное каноэ готово полностью! Весла можно вырезать самому, можно насадить на палку весла от надувных или гребных лодок (продаются в рыболовных магазинах) - тут кто во что горазд. Далее смотрим интернет: «весла для каноэ».
Собираем команду друзей и вперед на воду! Поначалу покажется, что лодка - жесть какая неустойчивая. Но это только поначалу – потом научитесь, тут как с велосипедом. И тогда лодка начнет безумно радовать. Расход бензина на машине с привязанным каноэ на крыше не изменится ничуть - сказывается аэродинамическая форма каноэ. По воде лодка идет очень легко, даже тяжело груженая. Дерзайте, стройте!
Хранить лучше под навесом или в гараже – тогда срок службы практически неограничен (при своевременном уходе и осмотре каноэ перед каждым сезоном). Напоследок прилагаю фото моих лодок, созданных по описанному алгоритму! К сожалению, подробных иллюстраций самого процесса строительства не сохранилось (тогда я строил для души и не планировал писать никаких статей). Готов ответить на ваши вопросы в комментариях!
источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий