суббота, 21 октября 2017 г.

ЖЕНЩИНЫ-КАМИКАДЗЕ: зачем они идут на последний шаг?


Женщины участвовали во всех аспектах деятельности террористических организаций, но долгое время не отмечалось их массового вовлечения в два вида деятельности - работу с информаторами и совершение самоубийственных терактов.
В начале 21 века ситуация изменилась: террористические структуры все чаще задействуют женщин-самоубийц.

В 1940-е годы индийские повстанцы направляли женщин, обвешанных гранатами, в расположение британских войск. Однако лишь в Шри-Ланке были зафиксированы массовые случаи использования женщин-самоубийц. Женщины - члены организации "Хезболла" также совершали единичные террористические акты против Израиля с середины 1980-х годов. В 1990-е годы ряд исламистских террористических групп поставил этот процесс "на поток" и начал массовое рекрутирование молодых женщин на роль самоубийц.

Еще одной причиной увеличения числа женщин-камикадзе считается относительная новизна и необычность подобных атак. В 1974 году американский исследователь терроризма Брайан Дженкинс\Brian Jenkins пришел к выводу, что "терроризм - это театр". Абсолютно все террористы, захватывающие заложников, требовали предоставления им права выступить перед представителями средств массовой информации или права выступить в прямом эфире перед телезрителями и радиослушателями. Примерно после 95% совершенных терактов их организаторы звонят в редакции и берут на себя ответственность за совершенное преступление. Женщины-террористки всегда пользовались повышенным вниманием прессы и вызывали больший интерес у аудитории СМИ. Это позволяет террористам более успешно пропагандировать свои организации, их цели и идеологию. Кроме того, подготовка подобного теракта относительно простое дело: женщину-самоубийцу не надо обучать военному делу и методам конспирации. Фактически, она выступает в роли одноразового и дешевого оружия.

По данным Института Контртерроризма\Institute for Counter-Terrorism, исламисты, разрешая и даже поощряя женщин к совершению самоубийственных терактов, как правило, не допускают женщин в ряды "нормальных" боевиков и не дают им принимать участия в партизанских боях. Кроме того, исламисты пережили эволюцию взглядов на возможности участия женщин в самоубийственных терактах. К примеру, организация "Хамас" долгое время категорически отвергала подобные методы террора, как не соответствующие духу Ислама, запрещающего самоубийство, однако в 2004 году официально одобрила их, по причине высокой эффективности. "Тигры Освобождения Тамил Илама", наоборот, учат женщин воевать наравне с мужчинами.

Психолог Клара Бейлер\Clara Beyler, проанализировав предсмертные обращения террористов-самоубийц, пришла к выводу, что мужчины и женщины, готовящиеся к исполнению роли "живой бомбы", руководствуются различными причинами. Несмотря на то, что мотивы действий у них одни и те же - религиозный долг или борьба за свободу - мужчины идут на самоубийство, чтобы добиться реализации своих идеалов. Женщины исполняют роль камикадзе, чтобы избавиться от жизни, которой они живут в настоящий момент или могут жить в будущем. Клара Бейлер считает, что женщины совершают теракт, чтобы перестать быть женщинами.

Марта Креншоу\Martha Crenshaw, профессор Веслеанского Университета, проанализировала причины, по которым женщины делают этот выбор. Во многих случаях ими движет желание повысить личный (согласно трактовке Ислама, применяемой многими богословами, женщина-шахид будет пользоваться большей благосклонностью Аллаха) или семейный статус. Достаточно часто на совершение самоубийств идут женщины, члены семей которых были уличены в сотрудничестве с правоохранительными органами и политическими противниками, или, наоборот, погибли от рук врагов. Известны случаи, когда на совершение подобного теракта соглашались девушки, утратившие невинность вне брака. Самоубийство такого рода казалось им единственным решением подобной проблемы. Кроме того, женщины-шахидки в ряде случаве надеялись материально помочь своим семьям: до недавнего времени родители погибший палестинской террористки получали дотации в размере $25 тыс., что может считаться для Палестинской Автономии настоящим состоянием.

Впрочем, исследователи утверждают, что информации о женщинах-камикадзе ныне крайне мало. Практически не существует исследований, посвященных их статусу в террористических организациях, методам их вербовки и психологической обработки и т.д. Многие выводы экспертов носят предположительный характер.

Число террористок-самоубийц постоянно увеличивается. Если раньше типичным террористом-самоубийцей был мужчина, то к середине 1990-х годов примерно 40% подобных терактов совершали женщины. Считается, что женщин легче подготовить к роли террориста-самоубийцы: они более управляемы, чем мужчины и лучше подвергаются "промыванию мозгов". Женщины привлекают меньше внимание у сотрудников служб безопасности и полиции, им легче спрятать на теле взрывное устройство. "Тигры Освобождения Тамил Илама" использовали женщин-самоубийц примерно в 70% своих атак. Террористы "Курдской Рабочей Партии" посылали на подобные задания женщин, изображавших беременность. Для большего успеха при совершении самоубийственных терактов, исламские террористические структуры, крайне негативно относящиеся к западной моде и традициям, разрешают мусульманкам-самоубийцам надевать европейскую одежду, короткие юбки, туфли на высоком каблуке, делать модные прически и не покрывать голову традиционным платком.

Во многих странах, особенно там где наиболее сильны террористы-националисты и террористы-сепаратисты, терроризм стал "фамильным" делом: зафиксированы многочисленные примеры того, как представители нескольких поколений одной семьи были замешаны в террористической деятельности. Так, например, происходит в Северной Ирландии и Палестине. В этих регионах активное участие женщин в актах террора, ранее осуждаемое семьей и обществом, постепенно переходит в разряд привычных, допустимых и даже одобряемых обществом дел. Маоисты, анархисты и представители иных террористических групп левой направленности, наоборот выступают против авторитета "отцов" - и привлекают женщин, которые не могут ужиться в рамках, предлагаемых традиционными институтами. Таким образом, существует высокая вероятность того, что террористок будет становиться все больше, поскольку девочки и девушки будут считать женщин-камикадзе моделями для подражания.

При этом, женщины-камикадзе никоим образом не способствуют реальному улучшению положения женщин. Они выступают в роли "пушечного мяса" в военных условиях и их часто объявляют героями. Но в мирное время статус женщин в подобных обществах не меняется. Известная американская писательница и публицист Элизабет Донелли\Elisabeth Donnelly, яростная сторонница феминизма, сказала о женщинах-камикадзе: "Это шаг назад по пути феминизма и шаг вперед по пути бесчеловечности".

источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий