Советский Союз не только успешно строил свои Вооруженные силы, но и успевал обучать военному искусству армии дружественных стран. В некоторых случаях удавалось создавать боеспособный контингент, в других – задача решалась лишь отчасти.
Испания
Корея
Куба
Йемен
Ангола
Испания
18 июля 1936 года в Испании началась Гражданская война. Небольшие плохо обученные отряды республиканцев противостояли поддерживаемому Италией и Германией фашистскому режиму Франко. На просьбу республиканского правительства о помощи СССР отреагировал незамедлительно.
В Мадрид из Москвы прибыли военно-морской и авиационный атташе, а вместе с ними группа военных специалистов-добровольцев. В октябре 1936 года в испанские порты вошли первые транспорты с советскими самолетами, танками, оружием и боеприпасами.
Задача перед советскими специалистами стояла сложная: как можно скорее разобраться в обстановке на фронте, помочь республиканскому командованию наладить эффективное управление войсками, укрепить мадридский участок фронта, а главное – создать из разрозненных отрядов регулярную армию.
При содействии советских добровольцев организовывались учебные центры, лагеря и школы, в короткое время подготовившие немалое количество офицеров. Опытные советские командиры помогли республиканцам организовать службы автобронетанкового, авиационного и артиллерийского обеспечения.
К 18 октября франкисты вплотную подошли к Мадриду, и дело обороны столицы фактически оказалось в руках советских специалистов. Главный военный советник докладывал правительству республики, что «основные вопросы обороны сводятся к организации существующей армии, созданию и подготовке резервов, организации партизанских действий во франкском тылу, организации разведки и контрразведки».
Действенную помощь республиканцам, в первую очередь, рабочим заводов Барселоны, оказали и советские инженеры, налаживая производство и капитальный ремонт самолетов, бронемашин, вооружения и боеприпасов.
Общее число советских военных специалистов в Испании превышало 2000 человек, кроме советников там были летчики, танкисты, артиллеристы, моряки и переводчики. В боях погибли 127 советских специалистов. К 1939 году по всей Испании установилась диктатура Франко.Корея
В феврале 1948 года было провозглашено создание Корейской народной армии (КНА). К тому времени Северная Корея уже располагала двумя пехотными дивизиями, охранной бригадой, высшим офицерским и высшим военно-политическим училищем, что неудивительно, так как военно-политические посты были заняты в основном бывшими советскими гражданами.
Количество советских военных специалистов на полуострове достигало 4 тысяч человек, именно они внесли основной вклад в становление Корейской народной армии и обучение ее командного состава.
В 1949 году после подписания соглашения о военной помощи Северная Корея запросила у СССР около 110 видов боевой техники, а с началом Корейской войны туда прибыл контингент советских войск. Но корейцы не сидели, сложа руки, а сами активно обучались военному делу. Так, с 1951-го по 1959 годы общее число корейских офицеров и технических специалистов, прошедших обучение в советских военно-учебных заведениях, превысило полторы тысячи человек.
Ободренный помощью СССР и Китая Ким Ир Сен развернул широкомасштабное наступление на юг полуострова. Более того, он попросил советское командование направить специалистов на передовую, однако получил отказ. Позднее советские военные все же приняли участие в операциях северокорейской армии.
Основная деятельность советских военных атташе заключалась в помощи командирам и штабам соединений КНА. На плечи наших специалистов легло планирование и осуществление фронтовых операций. От их опыта ни много ни мало зависел исход войны.
Каждая ошибка советских военных жестко критиковалась из Москвы. К примеру, в одной из телеграмм Сталин писал: «Нашим военным советникам, имеющим за своими плечами опыт Великой Отечественной войны, должно быть известно, что такое неграмотное использование танков приводит лишь к потерям».
Однако правительством КНДР работа советских военных специалистов была оценена высоко. Многие из них «за беззаветную отдачу своей энергии и способностей общему делу обеспечения мира и безопасности народов» были награждены корейскими национальными орденами. В период Корейской войны погиб 361 советский военнослужащий.
Куба
Военное сотрудничество СССР и Кубы началось в 1962 году в разгар Карибского кризиса с размещения на острове баллистических ракет средней дальности. А с конца 1960-х небольшая группа советских военных специалистов начала оказывать помощь в частях кубинской армии в подготовке орудийных расчетов и танковых экипажей, а также обучать специфике их применения в условиях Кубы.
Служивший на Кубе переводчик Александр Щеглов писал, что официально наши советники именовалась военными специалистами и военными переводчиками. «Наши офицеры добросовестно обучали кубинцев премудростям владения оружием и боевой техникой, учили их военной тактике и оперативному искусству», – делился воспоминаниями Щеглов.
В первую очередь, советские командиры отрабатывали с кубинской армией противодесантные операция, учитывая, что Остров Свободы имел протяженную береговую линию. Также оттачивалось боевое мастерство.
Кубинцы с большим энтузиазмом постигали азы военного искусства, доводя до автоматизма владение оружием и боевой техникой. Наглядно это было продемонстрировано в ходе боевых действиях в Анголе и Эфиопии.
Присутствие на острове советских военных не афишировалось, а смена личного состава производилась в строго конфиденциальном порядке. Так было вплоть до официального признания наличия военных на Кубе осенью 1979 года. А осенью 1991 года российское руководство приняло решение о выводе контингента численностью 1500 человек.
Йемен
30-летнее советское присутствие в Йемене началось с поддержки Египта в 1962 году, который вмешался в гражданский конфликт на стороне республиканцев. С 1968-го по 1991 годы в Йемене побывали 5245 советских военных специалистов. В политический процесс, осложненный клановыми и фракционными противоречиями, СССР старался не вмешиваться.
Советские военные специалисты практически с нуля создавали боеспособные войсковые подразделения, в том числе танковые батальоны. Военный советник Евгений Чернышёв вспоминает, как он в присутствии высшего руководства республики проводил показательное танковое учение с боевой стрельбой, при этом в светлое время вели стрельбу танки Т-34, а танки Т-55 - в полной темноте.
«Используя приборы ночного видения, – пишет Чернышёв, – выдвинулись из глубины, последовательно развернулись в боевую линию и вели огонь из орудий и пулеметов. Зрелище было неописуемое! Оно произвело сильнейшее впечатление на всех присутствовавших официальных лиц».
В создавшихся условиях, несмотря на поддержку большинства армейских офицеров и ряда националистических организаций, сохранить республиканский режим без военной помощи Египта и СССР было практически невозможно. Исход гражданской войны решил Советский Союз, пригрозивший в случае начала штурма Саны роялистами применить свою силу и вмешаться в конфликт на стороне республиканцев.
Новый виток гражданского противостояние в Йемене грянул в 1979 году. С этого момента началось резкое увеличение контингента военных советников – до тысячи советских военспецов. По воспоминаниям работавших в Йемене советских граждан, экспертов из СССР разных специальностей было так много, что на улицах Адена русская речь звучала почти как арабская.
Условия работы в Йемене были экстремальные, в первую очередь, из-за непривычного климата. В дневнике контр-адмирала запаса Нечитайло есть запись: «Самая низкая температура воздуха была в январе 1977 года. В шесть часов утра термометр зафиксировал плюс 23 градуса».
В 1987 году вспыхнул еще один конфликт, который завершился в 1990-м объединением Северного и Южного Йемена. Годом позже с распадом СССР эпоха советского венного присутствия в регионе закончилась.
Сомали
11 сентября 1960 года между СССР и Сомали были установлены дипломатические отношения, а через год состоялись с первые военные контакты. Советский Союз предоставил Сомали кредит в 32 млн. долларов не модернизацию армии, в страну начали поступать советское стрелковое вооружение, а также бронетехника, артиллерия и авиация.
Для обучения сомалийской армии в африканскую страну из СССР прибыли около 300 военных советников, в то же время свыше 500 сомалийцев (пилоты, офицеры, техники) были направлены на обучение в СССР.
В 1974 году СССР и Сомали подписали уже полномасштабный договор, который предусматривал «обучение сомалийского военного персонала и предоставление вооружения и иного военного снаряжения Сомалийской демократической республики с целью усиления ее оборонного потенциала». После вступление в силу договора сомалийские военные буквально заполонили советские военные академии и военные училища.
С конца 1960-х сомалийскому авиационному корпусу начались поставки истребителей-перехватчиков МиГ-21 МФ и учебных самолетов МиГ-21 УМ. Для обслуживания военной техники из СССР в Сомали прибыли несколько тысяч спецов. Меры по повышению обороноспособности страны принесли свои плоды: сомалийская армия к середине 70-х годов стала самой подготовленной военной силой в Восточной Африке.
Летом 1977 года Сомали начала войну с Эфиопией. Ситуация осложнялась тем, что и Сомали, и Эфиопия являлись дружественными странами для СССР, и обе получали советское вооружение. Сомалийское руководство попыталось добиться нейтрального отношения СССР к своим акциям в эфиопской провинции Огаден, но получило отказ.
И уже скоро, подвергаясь всяческому унижению, советские специалисты стали спешно покидать еще недавно дружественную страну. Обиженные сомалийцы отключали освещение на взлетных полосах, и советские самолеты, шедшие ночью на посадку в аэропорту Могадишо, приземлялись в кромешной темноте. Только высадка советского морского десанта отрезвила сомалийское руководство.
Эфиопия
Обучив военным премудростям сомалийцев, советские специалисты переключились на помощь Эфиопии, подвергшейся агрессии со стороны соседа. Еще в 1976 году между двумя странами было подписано соглашение о поставке из СССР в Эфиопию оборонительных вооружений на сумму 100 млн. долларов, в том числе танков Т-34. Часть стрелкового оружия поставлялась бесплатно.
Вместе с оружием для восстановления разваливающейся эфиопской армии в страну прибыли и военные советники. В конце лета 1977 года Госдепартамент США сообщал о том, что в Эфиопии находились 100 советских военнослужащих. Постепенно численность аппарата советников была доведена до 3 тыс. человек.
Вскоре стало ясно, что быстрая смена системы вооружения попросту невозможна, а поэтому она была признана нецелесообразной. К тому же наши военные отметили, что эфиопские пилоты и командный состав ВВС, прошедшие обучение в США и Великобритании, были неплохо подготовлены.
Разумеется, советские специалисты не упустили возможности ознакомиться и с американской техникой, поставляемой ранее в Эфиопию. Так, в июле 1977 года на АН-22 был перевезен американский танк из Аддис-Абебы в Кубинку.
Очень быстро эфиопская армия сумела стабилизировать ситуацию на фронте, и главная заслуга в этом - советских экспертов. Следует отметить, что советские специалисты попали в поистине анекдотическую ситуацию: им приходилось учить эфиопских летчиков, летавших на американских F-5, сражаться против советских МиГов, состоявших на вооружении Сомали.
Один из советских пилотов вспоминал: «Нам приходилось сначала самим осваивать эти «Фридомфайтсры», а потом объяснять эфиопам, как на них воевать против МиГ-21. Работа предстояла весьма нешуточная». Впрочем, эта проблема с лихвой компенсировалась наличием информации о схеме расположения сомалийских ПВО, что позволяло эфиопским и кубинским летчикам успешно наносить бомбовые удары по аэродромам, скоплениям живой силы и техники.
Благодаря помощи СССР конфликт завершился полным изгнанием регулярных Вооруженных сил Сомали из Огадена. Война стоила жизни 22 нашим советникам.Ангола
В 1975 году началась гражданская война в Анголе, в которую оказались втянуты и соседние страны – Заир и ЮАР. Одну из воюющих сторон – МПЛА (Партию труда) по ее просьбе поддержал Советский Союз. До конца 1975 года в Анголу были направлены около 200 военных специалистов, следом за ними к ангольским берегам пристали боевые корабли ВМФ СССР.
В течение следующего года для МПЛА и кубинских добровольцев советское правительство поставило большое количество бронетехники, авиатехники, ракетных установок, стрелкового оружия. В короткие сроки Партия труда добилась значительного перевеса.
Советников в Анголу подбирали не очень скрупулезно. Военный переводчик Сергей Бобков отмечает, что туда попадали в большинстве своем люди случайные, не имевшие ни малейшего представления об истории, нравах, обычаях, языке страны пребывания, военно-политической обстановке.
Но задача перед отечественными специалистами стояла сложнейшая – создать из имеющегося материала в Народной Республики Анголе Вооруженные силы. Обучали всему: управлению техникой, основам рукопашного боя, маскировке.
Воздушный парад, проведенный ангольцами и кубинцами 21 января 1976 года, показал, что все истребители были в строю. Именно после этой мощной демонстрации силы нового ангольского правительства американцы отказались от поставок повстанцам своих самолетов огневой поддержки.
Плодотворно поработали в Анголе советские техники: именно благодаря их незаметному труду исправно летала авиация, стреляли орудия, ездили танки. Азам своей профессии они успешно обучили ангольцев.
А вот справиться с главной задачей — построить сильную, боеспособную армию, которая могла бы если не победить, то хотя бы локализовать действия вооруженной оппозиции, - советские специалисты не справились.
Гражданский конфликт безнадежно затягивался, высасывая из бюджета СССР огромные средства, и с января 1990 года советские специалисты стали покидать страну. С 1975-го по 1991 годы в помощи ангольским Вооруженным силам поучаствовали 10 985 наших военных.
Комментариев нет:
Отправить комментарий