понедельник, 19 марта 2018 г.

"Психология и практика уличной схватки"

При разгорающихся конфликтах гопники любят хватать человека за руки, класть руки на шею, как бы приобнимая и т.п. Этим они схожи с цыганками, которые хватают человека за одежду, быстро бормочут какую-то тарабарщину, заглядывая при этом в глаза. Механизм один и тот же.
Дело в том, что у человека есть несколько каналов восприятия информации из внешнего мира. И есть как бы защита от негативной информации. Перегружая эти каналы (чем-нибудь резко и явно негативным «Да я знаю, где ты живешь, завтра с братвой к тебе подъедем» - гопы; или «Милый, дорогой, тут у тебя скорая смерть кого-то из близких на руке написана» - цыганки), или же действуя одновременно на несколько каналов сразу – хватая за одежду (тактильный загруз), махая перед лицом руками (визуальный, поэтому и говорят «Не дирижируй»), говоря всякую непотребщину (аудиальный), человека просто вводят в ступор.

С ним происходит то же самое, что и с компьютером, когда открывается слишком много программ и задействуется много функций одновременно. Еще: мы, люди, так устроены, что просто физически не можем обращать внимание более чем на два объекта внимания одновременно. Если же возможных объектов внимания больше – внимание человека рассеивается, опять наступает перегруз, открывается брешь в мягкое сознание, куда теперь через эту брешь можно закинуть все, что угодно.

В данных случаях лучше всего резко обрывать противника, не давая ему сыграть его роль, перехватывая его инициативу. Не отвечая на его вопросы, а задавая свои, закономерные: Кто ты такой и что тебе от меня надо?

Потому что эти асоциальные элементы своей трескотней и мельтешением перед глазами как раз пытаются ввести человека в легкое гипнотическое состояние, чтобы он забыл, что он им ничего не должен. Они хотят вывести его из равновесия, чтобы он сам убрал свою защиту в виде спокойствия и уверенности – и тогда взять его тепленьким.

Еще один трюк – подход с протянутой рукой. Иногда это бывает элементом некоторых культур, но зачастую это тоже очень нехитрая и очень действенная манипуляция. Жать руку у мужчин принято с древнейших времен – это знак доверия, это показывает, что в руке нет оружия и, пожимая руку человеку, мы уже впускаем его на среднюю дистанцию своего «личного пространства», о котором еще упомянем ниже.

Это настолько сильно впиталось в нашу культуру, отпечаталось на генетической памяти, что когда нам протягивают руку, наша рука непроизвольно дергается в ответ – показать свою сопричастность к общей культуре, к тому, что ты тоже находишься в статусе взрослого мужа своего племени. При этом мы вступаем в конфликт с сознанием (и в данном случае оно право!), потому что мы не знаем что это за человек, и что ему от нас нужно.

Если мы подчиняемся тысячелетнему рефлексу, подкрепленному возможно советским воспитанием, когда все были друг другу братья, или тем более, воспитанием уличным – нас можно не поздравлять, потому что наша воля сломана, защитный барьер в сознание прорван, и данному манипулятору уже гораздо легче навязать нам свою волю.

Потому что по сути это выглядит так: к вам на улице подошел незнакомый человек и, по сути, заставил вас сделать то, что было нужно ему и что не хотели вы. Если же человек все-таки преодолел рефлекс, то наступает следующая фаза, высказанная иногда с искренним недоумением: «Братан, тебе что, «впадлу»? Ты что, не мужик?». Стоит ли и говорить, что в нашем обществе человек человеку – волк, а не «мужик», и никто никому ничем не обязан. Особенно здороваться за руку с незнакомыми людьми…

При этом необходимо подчеркнуть, что нет и не может быть никаких исчерпывающих рекомендаций и руководств, так как жизнь предлагает нам миллионы различных ситуаций и обстановку можно оценить (и принять решение!) только самому (!), находясь в самом, так сказать, центре событий.

Возможны лишь какие-то общие шаблоны и клише, основанные на общечеловеческих поведенческих стереотипах, но мы должны помнить, что «не человек для субботы, а суббота для человека» и смело использовать эти рекомендации на свой манер и подстраивать их под себя, а не подстраиваться под них самому. Это не догмы, так как в них говорится о жизненных ситуациях, а в невообразимо разнообразной, ежесекундно меняющейся жизни нет и не может быть никаких всеобъемлющих и жестких догм. Лишь некие общие принципы, пользуясь рядом которых можно быстренько соорудить себе надлежащий для использования в конфликтной ситуации набор. Но об этом речь впереди.

В вышеописанном же случае речь шла о подходе какого-нибудь субъекта с явно недоброжелательным видом… Но в жизни случается всякое и возможно, что это всего лишь какой-то неместный человек, который просто-напросто хотел вежливо осведомиться у вас, где тут находятся ближайший оружейный магазин и пункт обмена валюты. Шутка.

Особо следует поговорить о тех случаях, когда кладут руки на плечи или хватают за шею. Иногда при этом могут и ударить головой, поэтому надо таких захватов избегать. Но прежде всего такие хватания – это провокация человека. Так как при этом агрессор входит в личное пространство и как бы подавляет волю человека. Это агрессия, но скрытая, а не явная.

С одной стороны агрессор вроде бы не бьет, а лишь в плебейской манере пытается «пообщаться». С другой стороны наше подсознание отмечает, что он залез на нашу личную территорию, вторжение в которую означает явную и неприкрытую агрессию, и ему надо немедленно давать отпор! Подсознание дает команду телу, надпочечники вырабатывают адреналин, сердце ускоряет свой ритм, по телу проходит холодок и человек готов к драке!

Но тут голос подает сознание, которое вступает с остальным организмом тоже в своего рода конфликт: сознание обычного современного человека не видит повода для драки – ведь его-то никто (пока) не бьет, просто обхватили за шею, неприятно, но что поделать, агрессор просто дурно воспитан… По всем нынешним нормам это не повод для драки! Тем более, современный человек боится, что если он первым ударит обидчика – то на возможном суде все свидетели покажут, что он нанес удар человеку, который всего лишь обнял его за шею… Поэтому сознание, которое у нынешнего человека стоит во главе угла, дает команду подождать, нажимает на «Паузу».

Но человек это не плейер Виндоуз Медиа, это живая система, он не может стоять и ждать. Адреналин перегорает, человек обвисает, он больше не готов драться – и тут-то его опять можно брать голыми руками.

В таком случае рекомендуется просто сбросить руки противника со словами «Руки убрал!». Если же он настойчиво продолжает это делать – тогда уже можно нейтрализовать его агрессию, он сам дал вам на это повод. Или можно также толкать его в ответ со словами: «Что тебе надо? Драться хочешь? Драться?».

Кстати – поразмыслив хорошенько, любой человек может придти к выводу, что уличные гопники – вовсе не «крутые», потому что по-настоящему «крутые» бандиты никогда не будут заниматься «гоп-стопом» на улице, да и выглядят они совершенно иначе – спокойные, уверенные в себе люди.

Гопники часто пытаются копировать этот стиль – стараются выглядеть расслабленными. Так как расслабленность на языке тела означает уверенность в своих силах – мол, ты уже проиграл, ты настолько слаб, что мне даже напрягаться не надо, а «напряг» - это неуверенность. Это тоже своего рода телесный блеф. Специально наработанная манера. Никакого реального прикрытия за этим нет. Сюда же относятся презрительные усмешки и нахальные взгляды.

Обращать на это внимание – все равно, что охотнику обращать внимание на оскал тигра или его вздыбленную на загривке шерсть. Охотник спокойно и ровно поднимает ружье и в нужный момент стреляет тигру прямо в сердце, вот и все.

Существуют и примеры «обратной» мимикрии, когда за внешностью субтильного вроде бы «очкарика» скрывается жесткий и решительный каратист. Это тоже очень хороший ход, так как он ошеломляет противника, настроившегося было на легкую добычу, ломает сложившийся в его сознании образ и дает около 50% на победу. Удивил – победил (с) А.В. Суворов.