понедельник, 21 ноября 2016 г.

АЛГЕБРА И ГЕОМЕТРИЯ НА ПОЛЕ БОЯ


Одним из условий эффективного ведения огня является постоянное наблюдение за полем боя, которое позволяет своевременно обнаружить противника. Однако чтобы уничтожить врага метким выстрелом, недостаточно его увидеть, необходимо еще определить, на каком он расстоянии. На это нацелена теория и практика огневой подготовки военнослужащих Вооруженных сил и правоохранительных органов. 

Так, в приказе министра внутренних дел РФ № 524 от 28 августа 1998 года указано, что Курс стрельб КС-98 «предназначен для обучения сотрудников ОВД умелому владению, применению и использованию оружия при выполнении оперативно-служебных задач в условиях, приближенных к реальным».

У стрелка, будь то на поле боя или на учебных стрельбах, постоянно возникают перед открытием огня вопросы: «Сколько метров до цели? Какой поставить прицел?» И только получив ответы на эти вопросы, стрелок может установить прицел, выбрать точку прицеливания и открыть огонь по цели.

Удаление цели от огневой позиции, как правило, определяют по карте, при помощи оптических приборов, подручных средств и т.д. Способ определения расстояния по карте доступен лишь командному составу, поскольку сержанты и рядовые не имеют карт. Не всегда у них имеются и оптические приборы. Кроме того, если даже у военнослужащего и есть бинокль, то для определения дистанции понадобится делать вычисления, что в напряженной обстановке боя трудноосуществимо.

В нашей армии и правоохранительных органах широко распространены разнообразные способы определения расстояния до цели для правильной установки прицела, и в первую очередь по формуле «тысячной»: 
Д = Вх1000/У, где Д — дальность до предмета в метрах; В — высота или ширина предмета в метрах; У — угол, под которым виден предмет в «тысячных». Например, танк противника высотой 2,8 м виден под углом 0-05: Д = 2,8х1000/5 = 550 м. В этом случае практикуется применение подручных предметов (например, спичечной коробки, карандаша, патрона) с заранее известной угловой величиной. 

Так, если вытянуть на уровне глаз правую руку и смотреть на лежащую перед стрелком местность, то ширина четырех согнутых пальцев закроет на местности расстояние, равное 100 «тысячным». Один указательный палец закроет 33 «тысячных», средний или безымянный — 35 «тысячных», большой — 40 «тысячных», мизинец — 25 «тысячных». 

С учетом этих цифр, можно определять углы и расстояния буквально голыми руками. Можно измерять расстояние до цели по патронам :

Гильза 7,62-мм винтовочно-пулеметного патрона для СВД и ПКМ по ширине донца имеет 20, по ширине гильзы — 18, а по ширине дульца гильзы — 13 «тысячных». 
Пуля по ширине своей средней части закрывает 8 «тысячных». 
Длина пули от дульца гильзы до вершинки — 35 «тысячных». 
Спичечная коробка по длине закрывает 90, по ширине — 60, а по толщине — 30 «тысячных». 
Спичка по длине закрывает 85, а по толщине — 3,5 «тысячных». 
Но для перевода этих угловых величин в метры необходимо производить дополнительные вычисления. 

Однако, если с ручкой и блокнотом или же с калькулятором, сидя у себя за столом, такое вычисление произвести нетрудно, то в окопе или развалинах дома в прямой видимости противника для этого нет ни времени, ни удобств.

Второй распространенный способ определения расстояния до цели — по кроющей величине мушки (КВМ): Д = КВМ/3х1000, где определить расстояние можно путем совмещения ширины мушки с шириной цели, а дальность характеризуется расстоянием по фронту, накрываемым мушкой. На расстоянии 100 м эта величина равна 30 см и пропорционально увеличивается с удалением цели от стрелка. Кроющая величина прорези в два раза больше кроющей величины мушки. Например, мушка накрывает автомобиль ВАЗ-2109, шириной 165 см: Д 5/3х1000 = 550 м. Но применение этого способа не составляет труда лишь тогда, когда цель неподвижна и можно без помех совмещать ширину мушки с шириной цели.

Указанные способы не всегда удобны и практичны. Поэтому сегодня, спустя почти шестьдесят лет после окончания Великой Отечественной войны, есть смысл обратиться к значительному боевому опыту, наработанному в ходе войны Главным управлением боевой подготовки сухопутных войск Красной Армии совместно со Стрелковым тактическим комитетом. 

В годы Великой Отечественной в процессе огневой подготовки бойцов и командиров наиболее часто для определения дальности использовался глазомерный способ. Во-первых, путем сравнения с известной дальностью до ориентира или местного предмета. Во-вторых, по отрезкам местности, которые хорошо запечатлелись в зрительной памяти стрелка. Это был более приемлемый в бою способ определения расстояний путем мысленного (зрительного) откладывания на местности заученных отрезков длины. 

Правда, и этот способ имел свои отрицательные стороны. Во-первых, не всегда стрелок имел возможность видеть всю впередилежащую местность. Во-вторых, по мере удаления цели откладывать мысленно отрезки длины на местности становится все труднее, поэтому в определении расстояния возможны ошибки. Кроме того, подобный глазомерный способ определения дальности до цели напрямую зависит от индивидуальных особенностей каждого стрелка.

Одним из наиболее оптимальных был признан способ определения расстояния по степени видимости и кажущейся величине цели.
Известно, что любой предмет с разных дистанций виден по-разному. На близком расстоянии видны мелкие детали. Затем, по мере удаления предмета, они как бы стираются, и можно различать лишь более крупные детали. 

Наконец, и крупные детали стираются, остается видимым лишь общий контур предмета. Эти три этапа видимости предметов имеют свои, так называемые промежуточные рубежи, на которых видны какие-либо характерные детали предмета, а другие не различимы. Отсюда — определенная закономерность степени видимости предмета на разных расстояниях. Зная эту закономерность видимости каждого предмета, стрелок может точно определить расстояние до него.

Например, снайпер ясно распознает у противника очертание головы и плеч. Зная, что это возможно не далее как с 400 м, он ставит соответствующий прицел и ведет огонь. Обнаружив вражеского солдата, у которого можно различить лишь общий контур туловища, снайпер меняет прицел, исходя из того, что цель удалена не менее чем на 600 м.

Предлагаемый способ не требовал каких-либо приборов и производства вычислений. Он являлся одинаково удобным для определения расстояний до приближающихся и удаляющихся целей. Для определения расстояний брали лишь те цели и предметы, которые всегда имели некоторое постоянство в размерах и форме: человек, собака, танк, автомашина, мотоцикл, проволочное заграждение, телеграфная линия. 

Многократными опытами, проведенными в годы войны офицерами Стрелково-тактического комитета и курсов «Выстрел», было однозначно установлено: зная степень видимости перечисленных предметов, можно достаточно точно определить расстояния до них на местности любого рельефа.

На основании проведенных опытов выработаны таблицы степени видимости предметов на различных расстояниях. Эти таблицы были очень простыми, они вполне могли быть легко усвоены каждым стрелком.

Конечно, не у всех людей зрение одинаковое. Поэтому в процессе огневой подготовки в годы войны от каждого офицера и солдата требовали самостоятельного составления подобных таблиц. Для лучшего усвоения этих таблиц рекомендовали провести несколько практических занятий, на которых путем показа перечисленных предметов военнослужащим прививали навыки в быстром определении расстояний до них по степени видимости этих предметов.

В процессе обучения, на показательных занятиях всегда требовали, чтобы такие цели, как человек, собака, танк, автомашина или мотоцикл, двигались в сторону обучающихся. На некоторое время эти цели задерживались на рубежах, отстоящих друг от друга на 100 м, после чего проходили по фронту 20-30 м. Это позволяло стрелкам ознакомиться со степенью видимости целей во всех положениях.

Обучающимся военнослужащим рекомендовали иметь при себе готовые таблицы и сравнивать указанные в них данные с действительностью. Или же самим, зная расстояния до рубежей, заносить свои наблюдения на бумагу при достижении целями каждого рубежа. 

На занятиях по определению расстояний видимости неподвижных предметов (целей) обучающиеся постепенно приближались к предмету (цели) и на каждом рубеже записывали результаты своих наблюдений. Если же у них имелись готовые таблицы, то, достигнув каждого рубежа, они на практике проверяли приведенные в таблице данные и должны были запомнить их.

Овладев этим простым способом определения расстояний до движущихся и неподвижных предметов, стрелки могли быстро и точно определять дистанцию стрельбы и устанавливать на основании этого соответствующий прицел.









Комментариев нет:

Отправить комментарий