На Руси приобщение детей к посильному крестьянскому труду проводилось по традиционным принципам, возникшим много веков тому назад. Пословицы: «Учи дитя, пока оно поперек лавки лежит», или же «Гни деревце пока гнется, учи дитятку, пока слушается»,- имели под собой веское основание. И поэтому навыки к деревенскому труду входили в плоть и кровь ребенка с раннего детства.
Крестьянский мальчик. Автор: Константин Маковский.
Ни для кого не секрет, что крестьяне издавна отдавали предпочтение рождению в семье мальчика. Это было связано в первую очередь с тем, что выросший сын, как правило, оставался при родителях и воспринимался как реальный работник и помощник в старости. Дочка же, выйдя замуж, должна была покинуть отчий дом и считалась лишним ртом в семье. В народе веками бытовали поговорки: «Мальчик родится на подмогу, девочка – на потеху», «Растить дочку – что лить в пустую бочку».
Портрет девочки. Автор: Харитон Платонов.
Однако родительское наставничество на путь истинный своего потомства, в лице будь то сыновей или дочерей, свято выполнялось и отцом и матерью. Основной ролью которых во все времена была защита, воспитание и обучение своих детей, согласно традициям и обрядам, пришедшим из глубины веков. Дабы могли их дети достойно войти во взрослую жизнь.
Крестьянские дети в поле. (1820). Автор:Алексей Венецианов.
Немаловажным фактором считалось и то, что переходный возраст ребенка еще столетие тому назад измерялся семилетиями. В первые семь лет его ласково называли - «дите», «младень», «кувяка». А в последующие мальчика называли "отроком", а девочку - «отроковицей». В это время мальчишки уже начинали носить штаны, а девочки - длинные девичьи рубахи.
Виртуоз. (1891). Автор: Николай Петрович Богданов-Бельский.
И уже к концу второй семилетки дети владели всеми навыками, которые были необходимы для самостоятельной жизни. Так после исполнения четырнадцати лет парень становился "правой рукой отца", он мог заменить его в любой работе и по дому, и в поле. А девушка – полноценной помощницей своей матери.
Автор: Николай Богданов-Бельский.
Свой взгляд был у наших предков и на вопросы послушания, когда детям преподносили науку подчиняться воле старших в семье. Еще с языческих времен в крестьянский быт глубоко вошла традиция почитания детьми родителей. "Когда служение отцу и матери уподоблялось служению Богу, а оскорбление родителей и непослушание приравнивалось к оскорблению высших сил".
«В церкви». Автор: Николай Богданов-Бельский.
По этим законам детям и прививались понятия о сыновнем и дочернем долге, уважение старости и понимание того, что семья - это основа основ. В каждом доме безоговорочным был авторитет родителей, которые были едины в своих взглядах на воспитание и обязанности своих отпрысков, а если разногласия и существовали, то никогда на людях ими не демонстрировались.
А еще по крестьянскому кодексу детям предписывалось «хранить честь смолоду», что значило -"учиться, трудиться, быть честным, уважать старших".
Воспитание мальчиков и приобщение их к труду
Пастушки. (1903). Автор: Владимир Маковский.
Как правило, мальчиков воспитывали строже нежели девочек, да и требования к ним были куда выше. Ведь именно они должны были стать достойными мужьями, способными обеспечить пропитание и защиту своей семье. Поэтому мальчиков сызмальства переводили в мужскую трудовую сферу, и в семилетнем возрасте они в полной мере постигали основы крестьянского труда. Они умело ухаживали за скотиной, ездили верхом на лошадях, помогали в поле при уборке урожая.
Семья на сенокосе. Автор: Владимир Маковский.
Работа на земле считалась на Руси одним из основных видов трудовой деятельности, позволяющей прокормить семью, поэтому овладев навыками земледелия, подросток получал основы полноценного мужского статуса и становился полноправным членом общества.
Семья в поле.
В русских деревнях на рубеже 19—20 столетия мальчики, вовлеченные в трудовую жизнь семейства, привлекались к присмотру за лошадьми: они задавали им корм, подносили воду, а летом гоняли на реку на водопой. С 5-6 лет сыновей обучали управлять лошадьми, сидя верхом. С 8-9 - учили запрягать и управлять, сидя и стоя в телеге. В этом же возрасте отроков посылали в ночное на выпас табунов.
Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей. (1869). Автор: Владимир Маковский.
В некоторых регионах России, где практиковалась охота, мальчишки обучались у старших азам охотничьего промысла: умели ставить "петли" на уток, стрелять из лука, ловить сусликов, колонков. А сбывая добычу заезжим купцам, они имели первые собственные деньги, которые могли потратить на свои нужды.
«Птицелов». Автор: В. Г. Перов.
Птичьи враги. Автор: Алексей Корзухин.
Не маловажным промыслом в деревнях была рыбалка. Практически каждый мальчишка умел хорошо рыбачить, и особо важным предметом гордости была первая пойманная рыба.
Рыбачки. (1886). Автор: Владимир Маковский.
На рыбалке. Автор: Василий Перов.
В число промыслов входил и сбор лесных ягод, грибов и кедровых орехов, к чему также были привлечены отроки.
Крестьянские мальчики.(1910). Автор: Николай Петрович Богданов-Бельский.
А еще параллельно основам земледелия и промыслов мальчиков обучали первым навыкам ремесленничества. К примеру, необходимым умением считалось мастерить игрушки из разных материалов, плести корзины и короба, ну и, конечно же, лапти. Многие 6-7-летние мальчишки с усердием помогали своим отцам изготавливать мебель, упряжь для лошадей, и прочих необходимых в хозяйственных вещей.
Мальчик-механик. (1871). Автор: Максимов Василий.
К концу второй семилетки отрок должен был научиться делать топорище, вязать верши, запрягать лошадей, рубить хвою, драть кору, пасти скот, удить рыбу.
И, следовательно, в деревне для отроков бытовал неписаный кодекс поведения, по которому им запрещалось плакать. В этом возрасте они уже четко знали, что лежачего не бьют и, что двое на одного не нападают, и "что если уж побился об заклад, то слово надо держать".
Деревенские мальчики. Автор: Николай Петрович Богданов-Бельский.
С 11-13 лет отец приучал сына к пахоте. Подросток перенимал все необходимые приемы работы в поле самостоятельно. Так как, постоянно следуя за отцом, он внимательно старался наблюдать за своим наставником. И обычно, на пороге совершеннолетия юноша мог управиться с пахотой сам, без посторонней помощи. А в 16-17 лет парень становился заменой отцу во всех работах по дому, в поле и на охоте.
После физического формирования мальчуган быстро становился юношей. И уже с богатым опытом в крестьянском труде и в ремесленничестве, он мог создавать полноценную семью и продолжать свой род.
Крестьянская свадьба.
И как бы удивились наши предки, узнав, что детский труд в наши дни во многих странах мира стал считаться одной из форм эксплуатации и, согласно конвенции №32 ООН «О правах ребенка» и актам Международной организации труда, признан незаконным.
А ведь нашим прапрадедам такое и в голову не могло прийти. Они не могли себе позволить выпустить во взрослую жизнь своих потомков, тщательнейшим образом не подготовив их к жизни в обществе и не дав в руки основные навыки и умения к выживанию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий