В Советском Союзе был официально разрешенный и поощряемый автостоп. Да, именно автостоп, хотя когда мы слышим этот термин, то представляем себе молодого длинноволосого хиппи в грязных джинсах, который путешествует по стране без конкретной цели и денег в кармане.
Но в далеком 1964 году постановлением Центрального совету по туризму данная форма путешествия была введена повсеместно во всех союзных республиках, краях и областях огромной страны.
Предполагалось, что такой способ путешествия позволит тысячам людей интересно провести свой отпуск, каникулы или выходные. Согласно документу, автостоп – «это очень удобная и требующая минимальных затрат на проезд форма путешествия».
Ездить автостопом разрешалось путешественникам, достигшим шестнадцати лет и зарегистрировавшихся в местной туристической организации. Но регистрацией все дело не обходилось, ведь даже людей путешествующих таким довольно свободным образом нужно было контролировать и держать на учете. Для этого человек решивший путешествовать автостопом должен был получить специальную книжку с талонами «Автостопа», которая выдавалась туристическим клубом или туристической секцией на производстве.
Талон, который служил документом разрешавший подвозить человека абсолютно бесплатно, заполнялся следующей информацией: фамилия и имя туриста, маршрут его следования, номерной знак, тип и марка машины, а так же автохозяйство к которому она принадлежала. А сами талоны стоили денег, хотя и довольно смешных по нынешним меркам. Так за пятьсот километров пути турист должен был заплатить один рубль. Таким образом, поездка из Киева в Ленинград стоила 3 рубля, а проехать из Ленинграда в Москву обошлось бы в один рубль пятьдесят копеек. Остановив машину, турист-автостопщик должен был заполнить и отдать часть талона водителю, который обязывался сохранить талон у себя.
Уже в том 1967 году для водителей подвозивших туристов были организованы розыгрыши ценных призов. Так водители, перевезшие по талонам «Автостопа» не менее десяти туристов на расстояние в сто километров и более могли соревноваться за звание «Наиболее активного водителя Автостопа». Победители конкурсов получали призы: телевизоры, мотороллеры, пылесосы и домашнюю мебель. Подобные конкурсы должны были стимулировать водителей подбирать голосующих на дороге туристов. Участвовать в них не могли только водители рейсовых автобусов и такси, которым запрещено было подвозить подобных туристов.
Республиканские советы по туризму вели учет и достижения советских туристов, а так же выпускали различную символику в виде значков и вымпелов. Официальным знаком автостопа в СССР был вписанный в круг треугольник, вершина которого была направлена вниз.
В 1971 г. был выпущен словарь-справочник новых слов, появившихся в русском языке на протяжении 60-х гг. ХХ века. В частности здесь были даны определения слов "автостоп" (система организованного использования туристами попутных машин для проезда), "автостоповец", "автотуризм" и "автотурист"
Данный вид туризма в СССР официально просуществовал до
середины семидесятых годов, а потом был, вычеркнут из допустимых способов передвижения по стране, видимо в связи доступностью и развитием железнодорожного и автобусного сообщения. И хотя автостоп продолжал существовать в среде неформальной молодежи, официальный статус и признание этот ретро способ путешествия так и не получил.
Комментариев нет:
Отправить комментарий