понедельник, 4 января 2016 г.

Год «Арматы», «Ярса», Т-50 и робототехники: каким будет 2016-й для российской армии

 
Считается, что точкой отсчета для развития современной российской армии стал 2008 год – после так называемой «пятидневной войны» в Южной Осетии, во время операции по принуждению Грузии к миру. Войну мы, естественно, выиграли, даже несмотря на то, что грузинскую армию много лет обучали американские инструкторы, а боевая техника была заточена под стандарты НАТО. Впрочем, особой эйфории от той победы ни у кого не было – ни у самих военных, ни у политиков, ни у экономистов. Недоброжелатели вообще утверждали, что, мол, «старая ржавая военная машина» просто задавила противника массой.

По крайней мере, в той же Америке победа России над Грузией не вызвала паники: российская армия, которую США с маниакальным упорством разваливали начиная с 1991 года, потенциальной угрозы для них явно не представляла. Но вот те выводы, которые были сделаны военно-политическим руководством страны после 08.08.08, привели к перевооружению и переоснащению российской армии, совершенно новому качеству ее подготовки. Их тоже наши «друзья» из Североатлантического альянса поначалу не заметили.
Первый звоночек для них прозвенел, когда в российской армии начались внезапные проверки, масштабные учения всех видов и родов войск. А дальше нарастание мощи наших вооруженных сил стало подобно снежному кому (с учениями в Арктике, Сибири, на Курилах – в прямом смысле слова), эта сила осязаемо чувствовалась на земле, море и в воздухе. Она буквально заискрила, предупреждая: не замай! В ответ можем врезать так, что мало никому не покажется.

Блестящая операция «вежливых людей» в Крыму, без единого выстрела обеспечившая проведение референдума на полуострове и разоружение украинской армии, впервые повергла американцев в ступор. И если действия на Крымском полуострове еще вызвали в Европе и Америке раздраженное повизгивание и сотрясание воздуха санкциями, то уже в Сирии, после эффективных действий российской группировки по уничтожению боевиков ИГИЛ (запрещенной в России террористической организации), даже недруги признали высокую эффективность и силу нашей армии.

Что же произошло за эти семь лет, что позволило российской армии к 2016 году обрести такой мощный потенциал во всех сферах оборонного строительства? Ну, если без длительных перечислений проведенных преобразований, можно ограничиться фразой: армия стала заниматься свойственными ей задачами, то есть учиться воевать и побеждать. За эти годы поменялась не только сама армия, но и ее обеспечение. И, что тоже немаловажно, изменилось отношение к людям в погонах со стороны общества. Имидж российских военных сейчас поднялся на небывалую за последние 25 лет высоту.
Нынешняя укомплектованность вооруженных сил составляет 92%. Этот показатель Минобороны будет ежегодно увеличивать: на следующий год численность предполагается довести до 94%. В России восстановлена и начала в полном объеме функционировать система военного образования: в стране действуют 26 высших военных учебных заведений. Ежегодный набор курсантов – примерно 11 тысяч человек, а конкурс в некоторые военные вузы впервые за последние десятилетия достигает восьми-девяти человек на место.

На профессиональный уровень поставлена и подготовка сержантов: в вузах по специальной программе среднего профессионального образования учится 6 200 человек. Присутствие в армии подготовленных младших командиров существенно меняет обстановку в подразделениях, ротах и батальонах. Вообще, как считает министр обороны Сергей Шойгу, профессиональный сержант – новое явление для нашей армии, и очень важное.
«Впервые в 2015 году количество контрактников превысило число призывников. На сегодняшний день в армии служат 352 тысячи военнослужащих по контракту и 297 тысяч по призыву, – говорит генерал армии Сергей Шойгу. – Эта пропорция и дальше будет увеличиваться в пользу контракта. К исходу следующего года планируется иметь 384 тысячи контрактников. К 2018 году – 425 тысяч. И это не предел. Если позволят финансово-экономические обстоятельства, то число еще может быть увеличено».

Ситуация с вооружением и военной техникой также радикально изменилась. Если при принятии госпрограммы вооружений в 2011 году исправность бронетанковой техники составляла порядка 30%, авиации – меньше 50%, то сейчас по показателю исправности находящейся в войсках техники это уже 90%. И показатель продолжит расти ускоренными темпами.
Например, президент России Владимир Путин потребовал, чтобы к концу 2015 года вооруженные силы оснастили современным вооружением не менее чем на 30%, а итог года – 47%. К исходу 2020 года этот показатель должен составить не менее 70%. Это значит, что в Стратегических ядерных силах (СЯС), являющихся приоритетными в развитии, будет уже 100%, как и в ВКС и ВМФ. Чуть меньше в Сухопутных войсках и ВДВ, но и у них тоже будут высокие показатели.

«В 2016 году Министерству обороны предстоит решить ряд приоритетных задач, – говорит министр обороны. – Прежде всего, продолжить наращивание боевых возможностей вооруженных сил, принять меры по усилению группировок войск на западном, юго-западном и арктическом стратегических направлениях, обеспечить своевременное размещение и неукоснительное исполнение заданий государственного оборонного заказа 2016 года».
Если конкретнее, то в наступившем году в Минобороны предполагается поставить на боевое дежурство в Ракетных войсках стратегического назначения пять ракетных полков, оснащенных современными ракетными комплексами. Ввести в боевой состав авиационных стратегических сил два модернизированных ракетоносца Ту-160 и семь Ту-95МС.

В Сухопутных войсках появятся два бригадных комплекта ракетного комплекса «Искандер-М» и два РСЗО «Торнадо-С», а также один бригадный комплект зенитно-ракетного комплекса «Бук-М3». Будут перевооружены шесть батальонов на новые танки и боевые машины пехоты. ВКС и авиация ВМФ получат более 200 новых и модернизированных образцов авиационной техники. Будут перевооружены пять зенитно-ракетных полков на зенитно-ракетную систему С-400 «Триумф».

Продолжится наращивание группировки единой космической системы: в 2016 году будет осуществлен запуск очередного космического аппарата. На боевое дежурство заступят три радиолокационные станции высокой заводской готовности «Воронеж-ДМ» в Енисейске и Барнауле и «Воронеж-М» в Орске.
В боевой состав Военно-морского флота в нынешнем году войдут две многоцелевые подводные лодки и семь боевых надводных кораблей, в том числе новые фрегаты.

И 2016 год, бесспорно, станет годом танка «Армата», истребителя пятого поколения Т-50 и межконтинентальной баллистической ракеты «Ярс», которые начнут поступать на вооружение («Ярс» здесь в большей степени продвинулся вперед). Это из наиболее ярких и очевидных топов российской армии, которые привлекли основное внимание, в том числе и иностранных экспертов. Впрочем, «в тени» еще сотни новейших разработок и уже действующих проектов, которые и составляют ударную мощь российской армии. Как, например, ряд перспективных робототехнических комплексов военного назначения, которые поступят в этом году в Вооруженные Силы РФ.

В качестве примера эффективности применения комплексов с БЛА на практике можно привести результаты видеоконтроля и видеоразведки с использованием БЛА, которые ежедневно демонстрируются из Национального центра управления обороной при отчетах о проведении антитеррористической операции ВКС России в Сирии.

Накануне Нового года президент России Владимир Путин на ежегодной расширенной коллегии Минобороны России поставил пять приоритетных задач вооруженным силам и оборонно-промышленному комплексу России по укреплению военной безопасности и обороноспособности страны.

Первая – мониторинг военно-политической ситуации и внесение уточнений в планы обороны страны. Вторая – продолжение технического переоснащения армии и освоение современного вооружения и военной техники.  Третья – укрепление боевого потенциала Стратегических ядерных сил и реализация оборонных космических программ. Четвертая – повышение интенсивности оперативной и боевой подготовки, включающей переброску войск, создание группировок на угрожаемых направлениях, отработку задач стратегического ядерного сдерживания и противовоздушной обороны с продолжением практики внезапных проверок. Пятая президентская задача – развитие военного сотрудничества с союзниками и партнерами.

…Новогодние елки в армейских гарнизонах традиционно зажглись 31 декабря, как и во всей стране. А вот новый учебный период обучения в вооруженных силах начался еще 1 декабря прошлого года. Потому что армия живет на шаг впереди во всем. Сегодня этот шаг – семимильный.

Комментариев нет:

Отправить комментарий