Способы захвата пленных и документов противника разведчиками в годы войны были самыми разнообразными. Они зависели от условий местности, обстановки, конкретной задачи на разведку и времени проведения разведки.
Одним из таких способов захвата пленных и документов противника была засада. Нередко, кроме захвата пленных и документов, разведчики из засады производили нападения с целью уничтожения живой силы и техники противника. Засада нашла самое широкое применение на фронтах Великой Отечественной войны и вполне себя оправдала.
Что такое засада? Засада — это заблаговременно скрытое и тщательно замаскированное расположение разведчиков или просто стрелков с огневыми средствами в местах наиболее вероятной встречи с противником с целью внезапного и ошеломляющего нападения на него.(Группа "Тактика спецназа")
Разведчики, тщательно замаскировавшись, не выдавая своего присутствия ни единым движением, поджидают врага. Подпустив противника на близкое расстояние, они поражают его огнем в упор или стремительным штыковым ударом с короткой дистанции.
Засада — это своего рода ловушка или огневой мешок, в который легко попасть, но вырваться из него чрезвычайно трудно.
Засады, как правило, предпринимались с целью:
— захвата военнопленных и документов путем внезапного нападения на офицеров и солдат-одиночек (посыльных), на небольшие группы противника, на штабные автомашины, бронемашины и другие объекты;
— уничтожения живой силы, боевой техники и средств снабжения противника;
— нападения на отходящие колонны противника, особенно в период его преследования. Это вносило расстройство в его ряды и способствовало продвижению советских войск.
По сравнению с другими способами разведки засада имеет ряд значительных преимуществ:
— разведчики, устраивая засаду, располагаются заблаговременно, скрытно и поджидают противника;
— противник, не подозревая опасности, сам идет в руки разведчиков, находящихся почти в полной безопасности;
— внезапное нападение с короткой дистанции ошеломляет и деморализует противника, лишает его возможности предпринять какие-либо контрмеры;
— само нападение из засады очень скоротечно;
- огонь, открытый из засады в упор или с короткой дистанции, имеет большую эффективность;
— разведчики, действуя из засады, всегда имеют незначительные потери.
участках или путях, где предполагается действие вражеской разведки;
— в боевых порядках противника: на путях движения солдат-одиночек (связных, патрулей, подносчиков боеприпасов), офицеров связи, а также на линиях связи;
— в тылу противника: на дорогах, тропах и в других местах, где имеется движение людей, транспорта.
Во время Великой Отечественной войны засады устраивались всеми родами войск и почти во всех видах боя. Особенно широко применялись засады в подвижных формах боя — во встречном и наступательном бою.
Во встречном бою засады обычно организовывались передовыми частями и разведчиками наших войск на вероятных путях движения передовых и разведывательных частей противника.
В наступательном бою засады организовывались как на путях отхода ранее оборонявшихся частей противника, так и на путях подхода резервов и подкреплений врага.
Так, в период ликвидации окруженных крупных групп противника в районе Минска в июле 1944 года засады оказались наиболее эффективным способом разведки. Они часто устраивались на дорогах, по которым противник стремился выйти из окружения, в населенных пунктах, у водных источников и в других местах, где предполагалось появление противника.
В оборонительном бою засады устраивались в расположении своих войск или в нейтральной полосе, в расположении противника или в его тылу.
Нередко наши разведчики скрытно пробирались в глубокий тыл противника, выходили на основные пути движения, устраивали на них засады и захватывали важные документы и военнопленных, попутно уничтожая живую силу и боевую технику противника.
Боевая практика показала, что наиболее ценных пленных и важные документы можно захватить не на переднем крае вражеской обороны, а в глубине ее, где располагались все войсковые штабы противника. По дорогам между штабами и войсками систематически передвигались офицеры и генералы, мотоциклисты и связные с очень важными картами и боевыми документами. Эти важные документы часто становились достоянием наших войск, когда наши разведчики устраивали засады во вражеском тылу.
Действуя в расположении противника или в его тылу, разведчики всегда предпочитали засаду другим способам разведки. Так, весной 1943 года разведчикам 7-го гвардейского танкового корпуса за продолжительное время не удалось захватить пленных на переднем крае обороны противника путем поиска. Зато они всегда успешно выполняли задачи по разведке противника способом засады. Проникая в расположение противника, часто на значительную глубину, они устраивали там засады и захватывали ценных пленных. Эти разведчики говорили: «Нет, на переднем крае захват пленных слишком труден и рискован; здесь все слишком напряжено, а в тылу врага дело другое: там больше беспечности, больше ротозейства и куда больше добычи».
В условиях стабильного позиционного фронта проведение разведки вообще, в том числе и засады, было довольно трудным и сложным делом. Это объясняется тем, что оборона противника была сильно насыщена огневыми средствами и представляла собой развитую систему противопехотных препятствий и всякого рода заграждений. Чтобы оградить себя от действия нашей разведки, противник в ночное время непрерывно освещал местность ракетами, перед передним краем обороны часто применял различного рода сигнализацию и устраивал всевозможные «сюрпризы»: опутывал кустарники и деревья нитками, которые при разрыве сигнализировали противнику; развешивал на проволоке консервные банки и различные побрякушки, которые создавали шум; нередко наши разведчики натыкались на тонкую, как струна, проволоку, которая при малейшем прикосновении к ней сигнализировала. На ряде участков были обнаружены развешенные по кустарникам на уровне головы человека ручные гранаты или мины, которые взрывались при прикосновении к ним.
Незаметно проникнуть при таких условиях через передний край обороны противника было чрезвычайно трудно, и разведчикам Красной Армии приходилось проявлять много изобретательности, применять военную хитрость, чтобы выполнить поставленные задачи по разведке.
При организации засады соблюдались следующие важнейшие и непременные условия:
— выход к месту засады совершался очень скрытно и незаметно для противника;
— засада устраивалась в том месте, где можно было рассчитывать на встречу с противником;
— маскировка расположения разведчиков была настолько тщательной, что приближающемуся противнику не удавалось обнаружить ни малейших признаков засады даже на самом близком расстоянии от нее;
— разведчики, натренированные в действиях из засады, обладали исключительной выдержкой и предпринимали молниеносные, дерзкие, но согласованные действия;
— в момент нападения на противника разведчики открывали огонь в упор или с короткой дистанции внезапно из всего своего оружия (по заранее установленному сигналу), а вслед за ним следовал удар холодным оружием для полного уничтожения противника и захвата пленных;
— завершив нападение, разведчики немедленно переходили в другой район так же скрытно, ибо противник, обнаружив разведчиков, сразу же начинал преследование.
Основой успеха засады являлись выдержка ее участников, быстрота и внезапность их действий.
Выдержка заключалась в том, что каждый участник засады умел сохранять полное спокойствие и неподвижность, подпуская врага к месту засады почти вплотную; только при этом условии осуществлялся внезапный, молниеносный удар огнем, а затем и штыком или ножом.
Наши разведчики постоянно помнили, что эффективность действий из засады снижается при преждевременном открытии огня, и тем больше, чем дальше находится противник от места засады. Более того, преждевременно открытый огонь ставит разведчиков в невыгодное и опасное положение, дает возможность противнику обнаружить засаду и принять меры к уничтожению разведчиков. Об этом говорит такой пример.
Наблюдатель одной разведывательной группы, расположенной в засаде у дороги, подал сигнал «Приготовиться». По дороге к месту засады приближалась подвода с двумя немцами. Едва только подвода показалась из-за поворота, разведчики открыли огонь: в результате лошади были убиты, а вражеские солдаты скрылись в лесу. Не успели разведчики броситься вдогонку за солдатами, как противник, услышав стрельбу в своем расположении, открыл огонь по этому району. Разведчики решили ответить врагу тем же. Завязалась перестрелка. Отстреливаясь на ходу, разведчики вынуждены были отступить под огнем наседавшего врага. С большим трудом они вернулись в расположение своих войск, потеряв двух человек. Боевая задача, поставленная командованием, выполнена не была.
Подпустив противника как можно ближе, разведчики внезапно обрушивались на него огнем, уничтожая живую силу и технику. Чем сильнее и неожиданнее был удар с близкой дистанции, тем большего успеха достигала засада. Засада, предпринятая в ночное время, действовала на противника ошеломляюще и давала наибольший эффект.
По способам действий засады делились на два вида:
— засады с огневым нападением;
— засады с бесшумным нападением
(«втихую»)
Засады с огневым нападением предпринимались с целью поражения живой силы или уничтожения боевой техники и вооружения противника. Подобного рода засады устраивались обычно у лесных полян и дорог, в теснинах, в населенных пунктах, у переправ и мостов и т. д.
Засады «втихую» обычно предпринимались с целью захвата в плен солдат и офицеров противника. Следует учесть, что для засады «втихую» выделялись наиболее подготовленные и натренированные (особенно по технике захвата в плен) разведчики, а также проводилась более тщательная подготовка самого нападения. Этот метод целиком оправдал себя, поскольку разведчики, находившиеся в засаде, были в большинстве случаев гарантированы от огневого воздействия противника, его поисков и погони.
Источник:
Комментариев нет:
Отправить комментарий