четверг, 12 мая 2016 г.

ТЕХНИКА ПОСТАПОКАЛИПСИСА: MRAP


MRAP (Mine Resistant Ambush Protected — защищенные от подрыва и атак из засад) - это колесные бронемашины с усиленной противоминной защитой. По-русски такие машины иногда называют противоминными грузовиками, но это слишком узкое значение, оно не отражает в полной мере назначение и тактические особенности данного вида военной техники. Иногда их относят к БТР - но это тоже неправильно. Подобрать удобный русскоязычный эквивалент для обозначения этих машин трудновато, поэтому предлагаю в дальнейшем называть их просто MRAP. Четко и понятно.

MRAP, предназначенные для патрулирования, сопровождения транспортных конвоев и переброски личного состава в условиях партизанской войны, стали одним из наиболее востребованных образцов бронетехники для ВС США в последние годы. Известно, что уже к 2007 году в Штатах развернулась массовая программа закупки автомобилей с повышенным уровнем противоминной защиты. Связано это с тем, что в Ираке и Афганистане войска коалиции несут основные потери именно от мин и самодельных взрывных устройств.

В американских ВС в настоящее время в зависимости от массы и габаритов различают три категории машин типа MRAP:

ББМ категории I - самые компактные. Они предназначены для патрулирования в условиях города.
Категория II - более тяжелые машины, пригодные для сопровождения конвоев, транспортировки личного состава, перевозки раненых, использования в качестве инженерных машин.
Сравнительно малочисленная категория III представлена бронетранспортерами, специально предназначенными для разминирования территории.
Однако подлинной родиной машин с усиленной противоминной защитой является Родезия (ныне Зимбабве) - уже полузабытое государство в Африке, где власть принадлежала потомкам европейских колонизаторов. Там много лет шла ожесточенная партизанская война. Этой небольшой стране с ограниченными ресурсами волей-неволей приходилось ухищряться, разрабатывая необычные образцы военной техники.

Первоначально в Родезии пытались кустарными методами повышать устойчивость внедорожников Land Rover к подрывам, но быстро выяснилось, что переделка стандартной машины в противоминную - это путь в тупик. Необходимо создавать специальную ББМ с использованием серийных узлов и агрегатов.

Методы снижения поражающего эффекта противотанковых мин и самодельных фугасов в целом были ясны. Вот главные особенности устройства бронеавтомобиля с усиленной противоминной защитой:

V-образная форма днища бронекорпуса, максимально возможный подъем его над дорогой - эти меры позволили уменьшить воздействие и отвести от корпуса энергию взрывной волны;
Максимально возможное удаление от бронекорпуса массивных узлов конструкции, которые при подрыве сами становятся поражающими элементами: двигателя, трансмиссии, подвески;
Полное или частичное использование шасси серийных коммерческих грузовиков, что снижает общую стоимость машин и затраты на их эксплуатацию.

Buffel

После победы черного большинства в Родезии эстафету разработки машин с усиленной противоминной защитой приняла ЮАР, вынужденная вести продолжительную пограничную войну. Своеобразным этапом в процессе воплощения в жизнь концепции MRAP стало появление в 1978 году машины Buffel, в конструкцию которой весьма органично был вписан весь родезийский и южноафриканский опыт.

Buffel этот - на вид не очень презентабелен.

Боевая машина Buffel 4х4 появилась на вооружении армии ЮАР во время так называемой пограничной войны с Анголой и Намибией, в которой основным средством поражения были мины и самодельные фугасы.

Buffel был построен на серийном полноприводном шасси от грузовика Mercedes-Benz Unimog. Отличительной особенностью машины был V-образный киль из броне-листа для отражения взрывной волны, проходивший вдоль всего днища. Внутри киля находилась силовая установка с трансмиссией, а также два бака – топливный объемом 200 л. и сто-литровый водяной. Вода предназначалась не для снижения центра тяжести или гашения перегрузок (хотя частично выполняла эту функцию), а для питья экипажа и десанта. А вот закачанные в каждое из четырех колес 500 л. воды серьезно увеличивали массу машины и снижали ее динамику, но очень эффективно гасили взрывную волну.

Mamba

Следующим шагом можно считать разработку в 1995 году машины Mamba. Ее более совершенная версия RG-31 Nyala используется в 8 странах мира, а на вооружение корпуса морской пехоты США поступило 1385 машин RG-31. Дальнейшее развитие ББМ этой серии - RG-33 Пентагон заказал в количестве 1735 экземпляров. Созданный на основе Mamba APC, 4х4 RG-31 рассчитан на перевозку 12 человек, обладает V-образным корпусом, выдерживает подрыв 2-х ПТМ типа TM-57.

Потомок Mamba - противоминная машина Reva. Получила боевое крещение в 2007 году. На основе заключенного контракта разработка машины была поручена конструктору, который раньше занимался проектированием противоминной машины Mamba с колесной формулой 4х2/4х4.

С момента начала изготовления уже поставлено на вооружение свыше 150 машин, между поставками машины участвовали примерно в 30 вооруженных столкновениях. Причем, только в одном случае зафиксирован фатальный исход (поражение осколочно-фугасной гранатой РПГ-7), и всего 4 случая приходятся на потерю управления машиной и невозможность вывода ее с поля боя.

Casspir

Особое место в категории противоминной техники занимает бронетранспортер Casspir.

Команда его состоит из 2 человек; машина способна также взять на борт 12 солдат, включая их вооружение и оснащение. Пассивная защита от мин заложена в особой конструкции бронетранспортёра. Кабина водителя и мотор его расположены столь высоко, что поражение водителя или гибель солдат при подрыве заряда под машиной практически исключены. Способен пересекать ямы и канавы шириной вплоть до 1 метра. В средней части машины создана V-образная обтекающая защитная панель для предохранения солдат при взрывах по бокам от машины. Броня надёжно защищает экипаж как от минных осколков, так и от поражения ручным огнестрельным оружием.

Особым преимуществом Casspir'a является его особая минозащищённость (степень 3) и относительная простота ремонта в полевых условиях. Всё это делает его привлекательным не только для вооружённых сил различных стран, но и для международных организаций, участвующих в проведении гуманитарных акций. Casspir используется уже более 30 лет и ранее успешно применялся в военных действиях (ЮАР и Намибия). Разработан фирмой Виккерс. Современные реалии ведения боя подтвердили правильность выбранной концепции БТР Casspir. Хоть Касспир состарился, но все еще стоит на вооружении и производится. С охотой его теперь применяют и полицейские силы разных стран.

Новая модель бронемашины Casspir Mk6 является результатом эволюции сверхнадежного и известного семейства Casspir, машина имеет трехосное полноприводное шасси, в отличии от предыдущей версии Casspir, шасси которого было только двухосными.

Бронемашина Casspir Mk6 построена на базе шасси нашего грузовика Урал-4320 с турбодизелем ЯМЗ 236НЕ2 мощность которого 230 л.с. и механической коробкой передач ЯМЗ 236У. Использование российских компонентов при разработке «американского Урала» позволило разработчикам на треть снизить стоимость грузовика - до $350,000. В результате получился превосходный и сравнительно недорогой бронетранспортер.

Идея использования при создании бронемашины компонентов российского Урала принадлежит индийской компании Mahindra & Mahindra. Таким образом, новый бронетранспортер имеет V-образный цельносварной кузов, как у предыдущей модели Casspir, который установлен на российское шасси Урал.  Базовая версия армейской машины Casspir Mk6 представляет собой бронированный автобус, способный перевозить до 16 человек. Заявляется, что на испытаниях бронемашина выдерживала без ущерба для личного состава подрыв 21-кг заряда под колесом и 14-кг заряда под корпусом. Возможна также навеска дополнительной баллистической защиты.

Бронетранспортер не предназначен для использования в качестве боевой машины, это многоцелевая машина, бронетранспортер и командирская.
Длина Casspir Mk6 составляет 7.59 м, 2.67 м в ширину и высота - 2.955 м. Дорожный просвет монстра - 380 мм, радиус поворота - 22 м, полная масса машины составляет 14320 кг, а максимальная скорость - 80 км/ч.

Marauder

Marauder — бронированный автомобиль с противоминной защитой разработки компании Paramount Group. Выпускается южноафриканской компанией Paramount Group и на совместном производстве завода ЭВМ в Азербайджане. Сейчас Азербайджан и ЮАР - основные операторы этой машины.

Вы уже эту машину знаете, о ней писалось здесь. Для снижения стоимости машин и их технического обслуживания, где возможно использовались комплектующие и узлы гражданского назначения, в частности, использован дизельный двигатель и мосты производства компании фирмы MAN.

Общий вес машины Marauder составляет 14,5 тонн, экипаж состоит из двух человек, и она может перевозить восемь полностью экипированных десантников. В дополнительной комплектации поставляется система кондиционирования воздуха, система защиты от ОМП, вспомогательная силовая установка, более мощный двигатель, лебедка и различные типы вооружения.

Marauder обладает уникальным двойным корпусом, что позволяет произвести более тщательную отделку, и машина выглядит очень гладко и современно.

MaxxPro

MaxxPro представляет собой доработанный вариант грузовика общего назначения International, на шасси которого установлен сварной корпус с V-образным расположением бронелистов.

По заявлению представителей компании машина обладает уникальной конструкцией, которая представляет собой бронированный корпус установленный на шасси. Корпус прекрасно справляется с перенаправлением взрывной энергии (от взрыва мины). Легкость ремонта является дополнительным преимуществом. Имея кабину, установленную на шасси, можно легко снять корпус опустить его на новое шасси.

Другие конструкции MRAP характеризуется наличием V-образного корпуса, приваренного к шасси. Как правило, они собираются из небольших компонентов на одном заводе. MaxxPro напротив состоит из двух отдельных половин, которые могут быть изготовлены в различных местах и соединены перед отправкой. Боевое отделение собрано на болтах. Так в производстве получается намного быстрее.

Основной заказчик MaxxPro и распорядитель программы — Корпус морской пехоты США
Главным фактором, которым руководствовались представители Корпуса морской пехоты при выборе фирмы-производителя MRAP, стала возможность компании в сжатые сроки выполнить огромный заказ. В 2006 году изготовлено свыше 160 000 машин коммерческого назначения.

Это далеко не полный список MRAP. Хотите знать больше?
источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий